г. Саратов
16 апреля 2009 г. |
Дело N А12-1511/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой НМ.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Купец", г. Дубовка Волгоградской области,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "03" февраля 2009 года по делу N А12-1511/2009, судья Литвин С.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Купец", г. Дубовка Волгоградской области,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области, п. Городище Волгоградской области,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 03.02.2009г. отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Купец" (далее - ООО "Купец", Общество) об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - МРИ ФНС России N 5 по Волгоградской области, Инспекция) N 4258-ВС от 25.11.2008г. о привлечении Общества к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
ООО "Купец", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на отсутствие события вмененного ему в вину административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Общества, Инспекции, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что принятое по делу решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.10.2008г. сотрудниками Инспекции на основании поручения N 379 от 10.10.2008г. в принадлежащей Обществу закусочной, расположенной по адресу: Волгоградская область, г. Дубовка, ул. Харьковская, 81, проведена проверка установленного порядка реализации алкогольной и табачной продукции.
По итогам проверки 13.10.2008г. в присутствии руководителя ООО "Купец" Фоминой Т.К. составлен протокол об административном правонарушении N 002289, на основании которого начальником Инспекции вынесено постановление N 4258-ВС о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Общество оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что описанные в оспариваемом постановлении нарушения правил розничной продажи алкогольной продукции, а именно отсутствие ценников на предложенную к реализации алкогольную продукцию, образует состав вмененного в вину административного правонарушения.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в названной норме Кодекса, является установленный государством порядок продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции" (с последующими изменениями и дополнениями) алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции, ее цене, объеме в потребительской таре. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 п. 141 раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" Правил продажи отдельных видов товаров в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.
Таким образом, в организациях общественного питания предусмотрен специальный, предусмотренный непосредственно для указанных предприятий, порядок доведения до покупателей информации об алкогольной продукции.
Из материалов дела видно и заявителем не оспаривается, что в закусочной, в которой была проведена проверка, Обществом осуществляется деятельность по оказанию услуг общественного питания.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом событие правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, подлежит доказыванию фактическими данными, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола N 352 осмотра от 10.10.2008г. (л.д.33-34) и протокола об административном правонарушении N 002289 от 13.10.2008г. (л.д.16-17), на основании которых вынесено оспариваемое постановление, в ходе проверки установлена реализация алкогольной продукции: настойка горькая "Жгучий перчик", емкостью 0,5л., коньяк "Одесский", емкостью 0,25л, коньяк "Старая крепость", емкостью 0,25 л, коньяк "Пять звездочек", емкостью 0,5л, настойка горькая "Немироф медовая с перцем", емкостью 0,5 л, водка "Ямская мягкая", емкостью 0,25л, джин - тоник "Классик-Традиционый", емкостью 1,5л, на которой отсутствует информация о наименовании и цене в меню закусочной за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л. Кроме того, установлен факт отсутствия в закусочной Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55. Наличие ценников на указанную алкогольную продукцию у Общества не проверялось.
Однако из оспариваемого постановления усматривается, что Общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ за отсутствие ценников на следующую алкогольную продукцию: настойка горькая "Жгучий перчик", емкостью 0,5л., коньяк "Одесский", емкостью 0,25л, коньяк "Старая крепость", емкостью 0,25 л, коньяк "Пять звездочек", емкостью 0,5л, настойка горькая "Немироф медовая с перцем", емкостью 0,5 л, водка "Ямская мягкая", емкостью 0,25л, джин - тоник "Классик-Традиционый", емкостью 1,5л, на которой отсутствует информация о наименовании и цене в меню закусочной за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.
Таким образом, зафиксированные в протоколе осмотра N 352 от 10.10.2008г. и изложенные в протоколе об административном правонарушении N 002289 от 13.10.2008г. нарушения не нашли своего отражения в оспариваемом постановлении и не были вменены в вину Общества как совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Следовательно, Общество привлечено к административной ответственности за нарушения, не установленные в ходе проверки, незафиксированные и не отраженные в протоколе об административном правонарушении.
Таким образом, судебная коллегия считает, что описание события административного правонарушения, изложенное в постановлении, не соответствует данным протокола об административном правонарушении. Из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении усматривается, что наличие у Общества прейскурантов, меню Инспекцией не проверялось, сведений об отсутствии информация о наименовании и цене в меню закусочной за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л постановление не содержит.
Более того, наличие на указанную алкогольную продукцию ценников подтверждается представленными в материалы дела копиями фотографий.
Однако указанные обстоятельства не были установлены судом первой инстанции и не получили надлежащую правовую оценку.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 10 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности служат основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Названные выше нарушения является существенными, так как касаются события административного правонарушения и носят неустранимый характер.
Таким образом, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований и законности оспариваемого постановления не соответствует ч.2 ст. 211 АПК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а принятый по делу судебный акт - отмене на основании п.1 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятый при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "03" февраля 2009 года по делу N А12-1511/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области N 4258-ВС от 25.11.2008г. о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Купец" административного наказания, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-1511/09
Истец: ООО "Купец"
Ответчик: Межрайонная ИФНС РФ N 5 по Волгоградской области
Третье лицо: УФНС России по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1461/2009