г. Москва |
Дело N А40-134171/10-129-415 |
"04" апреля 2011 |
N 09АП-5149/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" марта 2011.
Постановление изготовлено в полном объеме "04" апреля 2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей С.Н. Крекотнева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Тулачермет"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2011
по делу N А40-134171/10-129-415, принятое судьей Н.В. Фатеевой,
по заявлению Открытого акционерного общества "Тулачермет" (ИНН 7105008031, ОГРН 1027100507125)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании недействительным решения;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Макеевой Т.В. по дов. N 201 от 21.04.2010, Шерина В.В. по дов. N 1-5878 от 29.12.2009;
от заинтересованного лица - Рыжковой Д.А. по дов. N б/н от 31.12.2010;
УСТАНОВИЛ
Решением от 18.01.2011 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Тулачермет" о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 06.09.2010 N 56-16-08/29/243 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2008.
Открытое акционерное общество "Тулачермет" не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица полагает решение суда первой инстанции обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как видно из материалов дела, 05.03.2010 обществом представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 22.06.2010 N 56-16-08/29/1336 и приняты решения от 06.09.2010 N 56-16-08/29/243 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, N 56-16-08/29/295 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, N 56-16-08/29/1182/220 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 06.09.2010 N 56-16-08/29/243 обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3.510.486 руб.
Решением от 06.09.2010 N 56-16-08/29/295 решено возместить налог на добавленную стоимость в сумме 1.446.770.461 руб., уменьшить сумму возмещения налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 по уточненной налоговой декларации от 05.03.2010 на 2.462.207 руб.
Решением от 06.09.2010 N 56-16-08/29/1182/220 обществу на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что 05.03.2010 налогоплательщик реализовал право, предусмотренное статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации, и представил уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008, с уточнением раздела 5 в части изменения налоговой базы в сумме 11.590.265.500 руб. (увеличение на 19.502.701 руб.) и налога, исчисленного к уменьшению в сумме 1.517.817.826 руб. Таким образом, исчислив и уплатив налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов и впоследствии собрав полный пакет документов, подтверждающий применение ставки 0 процентов, у заявителя возникло право на вычет, предусмотренный пунктом 10 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в том налоговом периоде, в котором собран этот пакет документов. Поскольку оплата за услуги, поставленные по грузовой таможенной декларации N 10116030/220306/0001832, получена обществом 07.07.2008 (копии платежного поручения, выписки и уведомления банка о поступлении валютной выручки представлены налоговому органу вместе с уточненной налоговой декларацией за 3 квартал 2008), то налогоплательщик правомерно заявил вычет по налогу на добавленную стоимость именно в 3 квартале 2008. На момент сбора полного пакета документов, подтверждающего применение ставки 0 процентов по операции реализации услуг в марте 2006 по ГТД N 10116030/220306/0001832, трехгодичный срок не истек.
Данные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
Материалами дела установлено, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по операциям по реализации товаров в таможенном режиме экспорта обществом, письмом от 05.03.2010 N 17-01/162 по реестру N 1 от 04.03.2010, представлен пакет документов, подтверждающий реализацию товаров, отгруженных по контракту N 16917 от 14.08.2003, по ГТД N 10116030/220306/0001832 на сумму 19.502.701 руб.
Соответственно, в графе 2 по коду 1010405 строки 010 раздела 5 уточненной налоговой декларации заявителем дополнительно отражена налоговая база в сумме 19.502.701 руб.
В графе 4 по коду 1010405 строки 010 раздела 5 отражены налоговые вычеты по операциям по реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена в сумме 3.461.452 руб.
В графе 5 по коду 1010405 строки 010 раздела 5 отражена сумма налога, ранее исчисленная по операциям по реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее не была документально подтверждена, в сумме 3.510.486 руб.
В графе 6 по коду 1010405 строки 010 раздела 5отражена сумма налога, ранее принятая к вычету и подлежащая восстановлению в сумме 3.461.452 руб.
Таким образом, налоговая база в размере 19.502.701 руб. относится к операциям по реализации товаров, отгруженных по ГТД N 10116030/220306/0001832 в марте 2006, датой выпуска товаров таможенными органами в таможенном режиме экспорта является 22.03.2006.
Пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенном режиме экспорта, налогоплательщик не представил предусмотренные настоящей статьей документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по соответствующим ставкам.
Как установлено судом первой инстанции, 180-дневный срок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операциям по реализации в таможенном режиме экспорта товаров, отгруженных по ГТД N 10116030/220306/0001832, истекает 19.09.2006 (22.03.2006 + 180).
Исходя из положений пункта 9 статьи 165, статей 163, 167, 174 НК РФ у общества, в данном случае, возникает обязанность по определению налоговой базы, исчислению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и, соответственно, представлению уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за март 2006 по сроку 20.10.2006.
Между тем, заявителем представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за март 2006 только 20.03.2007.
Согласно данной уточненной налоговой декларации обществом определена налоговая база в размере 19.502.701 руб. по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена.
Соответственно был исчислен налог по ставке 18 процентов в сумме 3.510.486 руб., а также применены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в размере 3.461.452 руб., что отражено в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за март 2006 от 20.03.2007.
Таким образом, подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операциям по реализации товаров в таможенном режиме экспорта, отгруженных по контракту N 16917 от 14.08.2003 по ГТД N 10116030/220306/0001832 на сумму 19.502.701 руб., отраженное в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008, означает возмещение налоговых вычетов, указанных в пункте 10 статьи 171 НК РФ, ранее исчисленных в размере 3.510.486 руб. в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за март 2006 от 20.03.2007.
Согласно пункту 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение налога на добавленную стоимость производится в случае, если налоговая декларация представлена налогоплательщиком до истечения 3-х лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончания которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Пунктом 1 статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) налоговым периодом для налога на добавленную стоимость определен календарный месяц.
Исходя из положений абзаца 2 пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, не собран на 181 день, считая с даты помещения товара под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) - на день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что надлежащим налоговым периодом, по окончании которого начинает течение трехлетний срок, следует считать месяц, в котором произошла отгрузка товаров в таможенном режиме экспорта.
В данном случае началом течения трехлетнего срока является март 2006, окончанием трехлетнего срока является март 2009.
Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по операциям по реализации товаров, отгруженных в марте 2006, представлены обществом 05.03.2010 с уточненной налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008, то есть после истечения 3-х летнего срока со дня окончания соответствующего (надлежащего) налогового периода.
Таким образом, заявитель неправомерно отразил налоговую базу в размере 19.502.701 руб. и заявил к вычету сумму налога в размере 3.510.486 руб. в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 от 05.03.2010.
Кроме того, в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 17473/08, указано, что пункт 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возмещение налогоплательщику суммы превышения налоговых вычетов над суммами исчисленного налога на добавленную стоимость в порядке и на условиях, установленных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания налогового периода.
При этом, данная норма не определяет, что такое соответствующий налоговый период, отличный от периода подачи декларации.
Следовательно, понятие "налоговый период" должно определяться с учетом иных положений Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, признаваемым объектом обложения этим налогом, момент определения налоговой базы которых относится к данному налоговому периоду.
Таким образом, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации понятие "налоговый период" связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям реализации.
Спорная сумма налога на добавленную стоимость исчислена обществом по ставке 18 процентов в связи с отсутствием у него в установленный срок комплекта документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса для подтверждения налоговой ставки 0 процентов.
Согласно правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, к которым отсылает пункт 9 данной статьи, в этом случае налоговая база определяется за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Следовательно, налоговым периодом по названным операциям является месяц (с 01.01.2008 - квартал), за который налог подлежит уплате.
Пункт 10 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет налогоплательщику право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, ранее исчисленных по налоговым ставкам 10 или 18 процентов в связи с отсутствием документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычет сумм налога производится на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), определенных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии на этот момент упомянутого комплекта документов.
Приведенные нормы не устанавливают иного момента определения налоговой базы по операциям реализации своевременно не подтвержденного экспорта, по которым был исчислен налог по налоговым ставкам 10 или 18 процентов, а регулируют порядок его вычета при последующем исчислении налога по тем же операциям по ставке 0 процентов.
Таким образом, указание в пункте 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации на соответствующий налоговый период по операциям ранее не подтвержденного экспорта, означает тот налоговый период, за который определена налоговая база и исчислен налог, заявленный к вычету.
Судом апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2011 по делу N А40-134171/10-129-415 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134171/2010
Истец: ОАО "Тулачермет"
Ответчик: Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 5, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5