г. Томск |
Дело N 07АП-1324/11 |
"04" апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2011 г
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: А.В. Солодилова, С.Н.Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной А.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Ляпина Е.А. по доверенности N 01-32/36 от 12.01.2011 г., Лаптева Е.В.по доверенности N 01-32/35 от 12.01.2011 г.,
от ответчиков ( заинтересованных лиц):
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - без участия (извещено),
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области - без участия (извещено),
от третьего лица: Намаконова Е.Г. по доверенности от 09.09.2010 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Кузбассэнерго"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.11.2010 года
по делу N А27-12210/2010 (судья Плискина Е.А.)
по заявлению Администрации города Кемерово
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
третье лицо: Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго"
о признании незаконными решения от 13.01.2010 г., акта от 16.02.2010 г,
УСТАНОВИЛ
Администрация города Кемерово (далее по тексту - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее по тексту - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области) от 13.01.2010 г. N 4200/000/10-924 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:286; о признании незаконным акта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление, Росреестр) об определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286от 16.02.2010 года; об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286 "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры" и сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 23 340 056,43 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562 руб. 68 коп. за кв.м.; об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:286 " земли производственной застройки", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 197 708 545,81 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4 766,34 руб. за кв.м.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго", Общество).
Судебным актом от 30.11.2010 года Арбитражный суд Кемеровской области признал незаконным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области от 13.01.2010г. N 4200/000/10-924 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:286, признал незаконным акт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г.Кемерово "об определения кадастровой стоимости земельных участков" от 16.02.2010 г. в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286; обязал ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области повторно рассмотреть заявление ОАО "Кузбассэнерго" об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и ОАО "Кузбассэнерго" обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами ( ОАО "Кузбассэнерго" представило дополнения к апелляционной жалобе), в которых просили состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Администрации у удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Жалобы мотивированы неправильным применением судом первой инстанции норм процессуального и материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Подробно доводы Управления Росреестра и Общества изложены в апелляционных жалобах.
Управление Росреестра по Кемеровской области до начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы (поступило 17.02.2011 г.), просило в порядке п.1 ст. 265 АПК РФ принять отказ от апелляционной жалобы и прекратить производство по апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.11.2010 г. по делу А27-12210/2010.
Управление в отзыве (поступил в суд 17.02.2011 года) указывает на принятие решения о кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 13.01.2010г. N 4200/000/10-924 без учета пункта 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре).
Администрация в отзыве, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражает против доводов апелляционной жалобы Общества.
Подробно доводы Администрации изложены в письменном отзыве.
Письменный отзыв ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представители Администрации города Кемерово в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы Общества, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным в части удовлетворения заявленных требований Администрации. Между тем, в порядке п.5 ст.268 АПК РФ просили проверить законность решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований Администрации, применив положения п.п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ.
Управление Росреестра по Кемеровской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Согласно части 1 статьи 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы, и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Исходя из содержания части 5 статьи 49 АПК РФ, отказ от жалобы может быть принят судом только при условии, если такой отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Полномочия лица, подписавшего ходатайство об отказе от жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в порядке статьи 63 АПК РФ.
Поскольку в данном случае отказ от апелляционной жалобы не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав других лиц, суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворить ходатайство Управления Росреестра по Кемеровской области и прекратить производство по апелляционной жалобе.
Заслушав пояснения представителей Администрации и Общества, проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы ОАО "Кузбассэнерго" с дополнениями и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.12.2010 года подлежащим отмене в части отказа Администрации в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201002:286, расположенный по адресу: г. Кемерово, ул.Терешковой, 41 площадью 41480,16 кв.м. является собственностью ОАО "Кузбассэнерго". Право собственности зарегистрировано 16.10.2007 г. ( свидетельство о регистрации права 42 АА 531980 ( т.1 л.д. 11).
Согласно представленной в материалы дела выписки из Государственного кадастра недвижимости от 16.03.2009 г. за N 4200/001/09 -54847. спорный земельный участок принят к учету 25.11.2005г.,вид разрешенного использования определен как "базы и склады". На участке расположена производственная база (свидетельства о собственности 42 АВ 800102 и 42 АВ 801227 (т.2 л.д.9-10) ).
Земельный участок оценен на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007г. N 39, разработанных в соответствии с Правилами проведения государственной оценки земель при проведении массовой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.04.2000г. N 316, по функциональному виду использования земельного участка, содержащемуся в базе данных АИС ГКН - по группе 9-го вида разрешенного использования, категория земель населенных пунктов: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 197 798 545,81руб., удельный показатель 4 766,34 руб. за кв.м. внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
16.12.2009 года ОАО "Кузбассэнерго" в порядке пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), статьи 22 Закона о кадастре, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) обратилось в Управление Росреестра по Кемеровской области с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре недвижимости, с указанием вида разрешенного использования, соответствующего фактическому использованию земельного участка, предусмотренного статьей 40 Правил землепользования и застройки на территории г. Кемерово - "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры".
Полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости в период принятия оспариваемых решения и акта наделено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в соответствии с Положением об Управлении от 27.07.2006г. N П/0228.
Согласно Уставу учреждения, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области осуществляет проверку документов, представляемых для проведения государственного учета, на наличие необходимых для учета сведений и их соответствие сведениям, содержащимся в кадастре, а также на отсутствие в них иных оснований для отказа или приостановления государственного кадастрового учета (пункт 2.2 Устава); проверку документов на полноту и непротиворечивость содержащихся в них сведений (пункт 2.2.3 Устава); государственный кадастровый учет земельных участков (включая постановку на учет вновь образованных земельных участков, учет текущих изменений характеристик существующих земельных участков) (пункт 2.2.6 Устава).
Приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 10.06.2008 г. N 113 должностным лицам ФГУ "Земельная кадастровая палата" делегированы полномочия по принятию, в числе прочих, решений о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений характеристик объекта недвижимости.
Полагая, что для осуществления кадастрового учета Обществом к заявлению от 16.12.2009 года представлены все необходимые документы: заявление об учете изменений, с приложением доверенности, утверждающей полномочия представителя; свидетельства о государственной регистрации права, подтверждающие право собственности юридического лица на земельный участок; отдельная копия типового перечня видов разрешение использования (13 вид разрешенного использования) Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пункт, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра недвижимости от 29.06.2007г. N П/0152, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области принято решение от 13.01.2010г. N 4200/000/10-924 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:286 на "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры".
16.02.2010г. Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области утвержден акт определения кадастровой стоимости, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286 определена с учетом удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 519 земельных участков, имеющих 13 вид разрешенного использования, входящих в кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок с кадастровым номером 42:24: 0201002:286, в размере 562 руб. 68 коп. за кв.м., кадастровая стоимость составила 23 340 056,43 руб.
Между тем, Администрация, считая, что решение от 13.01.2010г. N 4200/000/10-924 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286, акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286 от 16.02.2010 года не основаны на законе и нарушают права и охраняемые законом интересы Администрации города Кемерово в части контроля за соблюдением Правил землепользования и застройки на территории города Кемерово, а также в части контроля за исполнением бюджета, Администрация обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с соответствующим заявлением.
Признавая незаконными решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области от 13.01.2010г. N 4200/000/10-924, акт Управления Росреестра об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286 от 16.02.2010 года, обязав ФГУ "Земельная кадастровая палата" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286 "линейные объекты инженерной инфраструктуры" удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562 рубля 68 копеек за кв.м, суд первой инстанции исходил из принятия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области решения от 13.01.2010г. N 4200/000/10-924 на основании неполного комплекта документов (материалы кадастрового дела не содержат карты градостроительного зонирования, отсутствуют доказательства определения зоны); необоснованного внесения Управлением Росреестра по Кемеровской области сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, соответствующем 13 виду разрешенного использования; нарушения прав Администрации города Кемерово в сфере осуществления земельного контроля оспариваемыми решениями и актом.
Выше изложенные выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает указанные выводы суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований Администрации, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 41 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры предусмотрены для данной территориальной зоны в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГсК РФ), одним из основных принципов градостроительного законодательства является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Под градостроительным зонированием, в силу пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов
Положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1) Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 30 Градостроительного кодекса РФ определяются Правилами землепользования и застройки. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Возможные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования.
При этом, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, абзацем 2 части 4 статьи 17 Правил, вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, статья 7 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Аналогичные положения содержатся и в статьи 20 Правил землепользования и застройки в г. Кемерово, в соответствии с которыми, изменение основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, определенном частью 2 настоящей статьи.
По смыслу изложенных норм, законодатель разделяет виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые правилами землепользования и застройки, на те, которые сами по себе осуществляются землепользователем (основные и условно разрешенные), и на виды разрешенного использования, которые могут осуществляться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также предоставляется право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.
Из системного анализа положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, 7, 85 Земельного кодекса РФ, статьи 22 Закона о кадастре следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется, в любом случае, в соответствии с установленным зонированием территорий градостроительным регламентом.
Доводы ОАО "Кузбассэнерго", изложенные в апелляционной жалобе, о возможности установления в соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательного вида разрешенного использования спорного земельного участка при невозможности выбора основных видов (несоответствие основных видов фактическому использованию земельного участка) в связи с осуществлением на земельном участке с кадастровым номером 42:24: 0201002:286 вспомогательной деятельности по отношению к основной деятельности, осуществляемой на иных земельных участках, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Следовательно, учитывая отсутствие реконструкции объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, является правомерным вывод Администрации о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286 привело к несоответствию фактического вида использования разрешенному.
Отклоняя доводы Администрации о невозможности избрания вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка без основного вида, суд первой инстанции необоснованно не применил в совокупности положения статьи 37 ГсК РФ, абзаца 2 части 4 статьи 17 и статьи 20 Правил, определяющих вспомогательные виды разрешенного использования как дополнительные к основным видам и осуществляемые только совместно с ними.
В связи с чем, вывод арбитражного суда о возможности изменения основного вида разрешенного использования на вспомогательный, о праве выбора правообладателями земельного участка и объектов капитального строительства между основным и вспомогательным видами использования не основан на нормах права как допускающий возможность изменения вида разрешённого использования земельного участка с нарушением градостроительных регламентов, а именно, использование земельного участка по вспомогательному виду разрешенного использования без выбора основного вида использования.
При этом апелляционный суд считает необходимым отметить, что применительно к предмету заявленных требований, в соответствии к которым оспаривается законность решения и акта органов кадастрового учета по внесению изменений в кадастровый учет, отсутствуют основания для разрешения вопроса о виде разрешенного использования спорного земельного участка.
Между тем, по правилам части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, пункта 2 статьи 19 Правил землепользования, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случае, если фактический вид использования земельного участка не предусмотрен градостроительными регламентом соответствующей территориальной зоны, заинтересованное лицо вправе обратиться за внесением изменений в Правила землепользования и застройки - изменить градостроительный регламент либо границы территориальных зон (ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, ст.6 Правил землепользования и застройки в г. Кемерово); либо в установленном законе порядке оспорить нормативный правовой акт, которым утверждены соответствующие Правила землепользования и застройки.
При таких обстоятельствах, у органов кадастрового учета отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286, в связи с чем, расчет его кадастровой стоимости, а также внесение соответствующих изменений (в части вида разрешенного использования, кадастровой стоимости земельного участка, удельном показателе кадастровой стоимости) в государственный кадастр недвижимости произведены неправомерно.
Однако, учитывая отсутствие нормативного акта, регламентирующего порядок рассмотрения уведомлений о соблюдении требований технических регламентов (что не оспорено представителем Администрации в апелляционном суде), суд отклоняет довод заявителя о несоблюдении третьим лицом требований технических регламентов по основанию не направления соответствующего уведомления в Администрацию города с приложением соответствующих документов (ст. 20 Правил землепользования и застройки).
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые его осуществили.
В силу положений ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой, в силу статей 5, 8 Градостроительного кодекса РФ, отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе, городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).
Администрация Города Кемерово, согласно пунктам 1, 9, 17 статьи 78 Устава Города Кемерово (принят Кемеровским городским Советом народных депутатов 24.06.2005г.), организует и осуществляет муниципальный контроль, исполняет полномочия по решению вопросов местного значения городского округа, за исключением полномочий, отнесенных Уставом, федеральным законами, Уставом и законами Кемеровской области к полномочиям Городского Совета, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Кемеровской области, настоящим Уставом.
Подпунктом 26 пункта 2 статьи 11 Устава города Кемерово предусмотрено, что вопросами городского значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города, решение у которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" осуществляется населением и (или) органами городского самоуправлении, к вопросам городского значения относятся: осуществление земельного контроля за использованием земель города.
Пунктом 1 статьи 3 Правил землепользования и застройки г. Кемерово установлено, что требования Правил направлены на достижение следующих целей: создание условий для устойчивого развития территории города, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территории города; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из данных норм права, следует, что органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и заявитель, предоставлено право на осуществление в рамках предоставленных полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.
Выбор вида разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов и последующее внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, противоречащих Правилам землепользования застройки, влечет нарушение публичных прав городского округа в лице Администрации на развитие территории в соответствии зонированием.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об осуществлении оспариваемых действий в отсутствие полного комплекта документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, а именно, - документа, подтверждающего изменение в соответствии с федеральным законом разрешенного использования земельного участка, что, с учетом нарушения прав заявителя, является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта незаконным.
Вместе с тем, принимая во внимание, что факт принадлежности земельного участка к территориальной зоне П1 - производственная зона предприятий 1-2 класса вредности, для которой линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры являются вспомогательным видом разрешенного использования, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае оснований для кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления Общества от 11.12.2009 г.
Вывод об обратном означал бы возможность использования земельного участка по вспомогательному виду разрешенного использования без выбора основного вида использования, что статьей 37 ГрК РФ не допускается.
Апелляционный суд признает необоснованным вывод суда первой инстанции о недостоверности и неактуальности кадастровых сведений о кадастровой стоимости земельного участка, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", поскольку названный нормативный акт является действующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Статьей 16 указанного Закона установлено, что кадастровый учет, связанный с изменением данных сведений осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.
Из выше изложенного следует, что Управление Росреестра уполномочено на внесение в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости на основании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ.
Вопрос о достоверности сведений о кадастровой стоимости земельного участка может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данного постановления.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названного постановления несоответствующим закону.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда в части и принятия в порядке п.2 ст. 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении требований Администрации города Кемерово.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает необходимым возложить на Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286 "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 23 340 056,43руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68руб. за кв.м. и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24: 0201002:286 "базы и склады", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 197 708 545,81руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4 766,34 руб. за кв.м.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. ОАО "Кузбассэнерго" при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 2 000 руб.
Между тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1 000 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, статьей 104 АПК РФ, излишне уплаченная апеллянтом государственная пошлина подлежит возврату из Федерального бюджета в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 104, 156, 265, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3,4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционной суд
ПОСТАНОВИЛ
Принять отказ от апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области. Прекратить производство по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.11.2010 г. по делу А27-12210/2010 г.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20 декабря 2010 года по делу N А27-12210/2010 отменить в части.
Принять в указанной части новый судебный акт.
Требования Администрации города Кемерово удовлетворить.
Признать недействительным решение Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области от 13.01.2010 года N 4200/000/10-924 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002 : 286.
Признать недействительным акт "об определении кадастровой стоимости" от 16.02.2010 года в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002: 286, принадлежащего на праве собственности Открытому акционерному обществу "Кузбассэнерго", расположенного по адресу: г. Кемерово, ул.Терешковой, 41, утвержденный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:286, принадлежащего на праве собственности Открытому акционерному обществу "Кузбассэнерго", расположенного по адресу: г. Кемерово, ул.Терешковой,41, "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 23 340 056,43 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68 руб. за кв.м.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002: 286, принадлежащего на праве собственности Открытому акционерному обществу "Кузбассэнерго", расположенного по адресу: г. Кемерово, ул.Терешковой, 41, "базы и склады", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 197 708 545,81 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4 766,34 руб. за кв.м.
В остальной части решение Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Кузбассэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить Кузбасскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Кузбассэнерго" из Федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 11 от 13.01.2011 г. государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12210/2010
Истец: Администрация г. Кемерово, Администрация города Кемерово
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
Третье лицо: Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации, ОАО "Кузбассэнерго", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2852/11
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14659/11
04.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2852/11
04.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1324/2011