г. Москва |
Дело N А40-111250/10-119-647 |
11.04.2011 |
N 09АП-53/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.
судей: Попова В.И., Мухина С.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Титаренковым В.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Росгидромета
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.12.2010
по делу N А40-111250/10-119-647 судьи Быкова Ю.Л.
по заявлению Росгидромета
к ТУ ФАУГИ по г.Москве,
третьи лица: ФГУ "Гидрометпоставка", ТУ ФАУГИ по Московской области, ГУ "Центральная аэрологическая обсерватория" Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
о признании недействительным п.2 распоряжения N 2900 от 30.12.2009, исключении из состава подлежащего приватизации имущества,
при участии:
от заявителя: Филипповой О.В. по доверенности от 30.08.2010, паспорт 36 01 681250;
от заинтересованного лица: Казимирчук Ю.А. по доверенности от 26.08.2010, удостоверение N 375;
от третьих лиц: от ФГУ "Гидрометпоставка" - Левашова С.Н. по доверенности от 27.12.2010, паспорт 45 05 660400; от ТУ ФАУГИ по Московской области - не явился, извещен; от ГУ "Центральная аэрологическая обсерватория" Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - Филипповой О.В. по доверенности от 02.02.2011, паспорт 36 01 681250,
УСТАНОВИЛ
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с учетом уточненных требований с заявлением о признании недействительным п.2 Распоряжения ТУ ФАУГИ по г.Москве от 30.12.2009 N 2900 в части утверждения в составе подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Гидрометпоставка" следующих объектов: земельного участка площадью 2300 кв.м. с кадастровым номером 50:42:0020107:18, расположенного по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3; двухэтажного здания корпуса N 8 общей площадью 420,8 кв.м. с условным номером 50:42:00:01776:001, расположенного по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; ограждения территории из ж/б плит с условным номером 50-50-42/022/2010-279, расположенного по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; площадки бетонной из плит с подсыпкой из песка протяженностью 1620 кв.м. с условным номером 50-50-42/022/2010-287, расположенной по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; водопровода из стальных труб протяженностью 30 м с условным номером 50-50-42/022/2010-285, расположенного по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; канализации самотечной протяженностью 30 м, с условным номером 50-50-42/023/2010, расположенной по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; низковольтных кабельных сетей площадью застройки 73 м. с условным номером 50-50-42/022/2010-281, расположенного по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; теплосети протяженностью 30 м. с условным номером 50-50-42/022/2010-283, расположенной по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8 и обязании ТУ ФАУГИ по г.Москва включить в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Гидрометпоставка" (Приложение N 2 к распоряжению ТУ ФАУГИ по г.Москва от 30.12.2009 N 2900) следующие объекты: земельный участок площадью 2300 кв.м. с кадастровым номером 50:42:0020107:18, расположенный по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3; двухэтажное здание корпуса N 8 общей площадью 420,8 кв.м. с условным номером 50:42:00:01776:001, расположенное по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; ограждение территории из ж/б плит с условным номером 50-50-42/022/2010-279, расположенное по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; площадку бетонную из плит с подсыпкой из песка протяженностью 1620 кв.м. с условным номером 50-50-42/022/2010-287, расположенную по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; водопровод из стальных труб протяженностью 30 м. с условным номером 50-50-42/022/2010-285, расположенный по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул. Первомайская, д.3 корп.8; канализацию самотечную протяженностью 30 м., с условным номером 50-50-42/023/2010, расположенную по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; низковольтные кабельные сети площадью застройки 73 м. с условным номером 50-50-42/022/2010-281, расположенные по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8; теплосети протяженностью 30 м. с условным номером 50-50-42/022/2010-283, расположенные по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3 корп.8.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 07.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое распоряжение является законным, вынесено в пределах полномочий ТУ ФАУГИ по г.Москве, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемое распоряжение вынесено незаконно и необоснованно. Указал на то, что оспариваемым распоряжением заявителю созданы препятствия для осуществления его деятельности.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, с доводами апелляционной жалобы не согласился. Считает, что оспариваемое распоряжение является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Представители третьих лиц - ФГУ "Гидрометпоставка" и ГУ "Центральная аэрологическая обсерватория" Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица - ТУ ФАУГИ по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Гидрометпоставка" в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.09.2008 N 1272-р включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2009 году.
В целях реализации Прогнозного плана (Программы) приватизации федерального имущества на 2009 год ТУ ФАУГИ издано Распоряжение от 30.12.2009 N 2900 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Гидрометпоставка", п.2 которого утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия.
Не согласившись с п.2 указанного Распоряжения заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что двухэтажное здание общей площадью 420,8 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, ул.Первомайская, д.3, корп.8 является федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством 50-НД N 840640. Данное здание закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Гидрометпоставка", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НА N 1562321 от 24.11.2006.
Указанное здание передано на баланс ФГУП "Гидрометпоставка" по решению Комитета по управлению имуществом Московской области (Мособлкомимущество), согласованному с Росгидрометом, по акту приема-передачи основных средств от 01.07.2000 и используется в целях осуществления уставной деятельности ФГУП "Гидрометпоставка", что подтверждается письмом Росимущества от 30.10.2007 N ЛП-06/29231, направленным по результатам проведенной проверки использования данного имущества.
Статьей 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена компетенция Правительства Российской Федерации в сфере приватизации и предусмотрено, что им, в частности, издаются нормативные правовые акты по вопросам приватизации; принимаются решения об условиях приватизации федерального имущества.
В соответствии с п.п.3, 5, 6 Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества рамках предоставленных полномочий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2002 N 512 подготовку и принятие решений об условиях приватизации федерального имущества вправе осуществлять Федеральное агентство по управлению государственным имуществом либо по поручению Росимущества - его территориальные органы.
В соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 10.06.2009 N 163 ФГУП "Гидрометпоставка" включено в перечень предприятий, решение об условиях приватизации которого принимает территориальное управление агентства.
Согласно п.4.1 разд. II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 67, ТУ ФАУГИ по г.Москве осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории города Москвы, в том числе, составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В свою очередь, п.п."б" п.4.8. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве установлено, что Территориальное управление по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с ч.3 ст.3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст.8 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" имущество, находящееся в федеральной собственности, используемое в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающее единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации, приватизации не подлежит.
Частью 1 ст.13 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" к объектам, находящимся исключительно в федеральной собственности и под охраной государства, отнесены государственная наблюдательная сеть, которая в соответствии со статьей 1 названного закона представляет собой систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе, постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдениями за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.
В тоже время, спорный объект в силу положений ст.6 Земельного кодекса РФ, ст.ст.216, 305 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является самостоятельным объектом права, обособленным от имущественного комплекса ГУ "Центральная аэрологическая обсерватория".
Как установлено судом первой инстанции, при передаче на баланс ФГУП "Росгидромет" спорное здание не выполняло функции пункта высотного зондирования, оно было передано без соответствующей аппаратуры в состоянии, требующем комплексного ремонта.
Доказательств использования спорного имущества в области гидрометеорологии, обеспечении единства технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей среды, либо необходимости такого использования ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции заявителем не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, большая часть помещений в зданиях ГУ "Центральная аэрологическая обсерватория" пустуют либо сдаются в аренду и не используются для выполнения уставной деятельности учреждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя, о невозможности приватизации земельного участка, расположенного под спорным двухэтажным зданием общей площадью 420,8 кв.м.
Согласно п.1 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением земельных участков, занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия (п.2).
Таким образом, приватизация земельных участков, расположенных под объектами незавершенного строительства, предусмотрена в силу прямого указания Закона.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции подтверждает правильность выводов суда первой инстанции о том, что ТУ ФАУГИ по г.Москве доказан факт соответствия оспариваемого распоряжения действующему законодательству. Нарушений прав и законных интересов заявителя в результате издания оспариваемого ненормативного акта не установлено.
Кроме того, следует отметить что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно сослался на пропуск заявителем установленного ч.4 ст.198 АПК РФ срока на обжалование ненормативного акта.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление о ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что о нарушении прав и законных интересов ему стало известно только 24.11.2010 после получения текста Приложения к оспариваемому распоряжению в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом в силу того, что как усматривается из материалов дела, письмом от 20.04.2010 N 2205/5065 ТУ ФАУГИ по г.Москве сообщило Росгидромету о вынесении оспариваемого распоряжения.
Письмом от 31.05.2010 N 140-2380 Росгидромет обратился в адрес ТУ ФАУГИ по г.Москве по вопросу внесения изменений в оспариваемое распоряжение в части спорных объектов. Следовательно, именно с этого момента возникли спорные правоотношения.
Таким образом, на день обращения с заявлением в суд - 16.09.2010 срок, предусмотренный ст.198 АПК РФ истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы признаются судом апелляционной инстанции необоснованными, так как они не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.12.2010 по делу N А40-111250/10-119-647 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111250/2010
Истец: Росгидромет, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
Ответчик: ТУ ФАУГИ по г. Москве
Третье лицо: ГУ "Центральная аэрологическая обсерватория" Росгидромета, ГУ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЭРОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ, ТУ ФАУГИ в Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области, ФГУП "Гидрометпоставка"