г. Чита
14 апреля 2011 г. |
Дело N А78-8283/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Э. П. Доржиева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Ксеньевский прииск" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2011 года по делу N А78-8283/2010 по заявлению Открытого акционерного общества "Ксеньевский прииск" (ИНН 7512000197 ОГРН 1027500624238) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю (ИНН 7536056390 ОГРН 1047550021936) о признании незаконным и отмене Постановления N НВЗАТ-194/4 от 15.10.2010 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции судья Литвинцев А. Б.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кубарева Н. С. - представитель по доверенности от 31.05.2010 г.;
от заинтересованного лица: Спасская В. В. - представитель по доверенности N 06-01-10/1499 от 21.06.2010 г., Намжилон Б. Б. - представитель по доверенности N 06-01-10/4710 от 14.12.2010 г.,
установил:
Открытое акционерное общество "Ксеньевский прииск" (далее заявитель, Общество, ОАО "Ксеньевский прииск") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю (далее административный орган, Росприроднадзор) о признании незаконным и отмене Постановления N НВЗАТ-194/4 от 15.10.2010 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения, а так же о том, что обжалуемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Ксеньевский прииск" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая, что неисполнение Обществом обязанности по подготовке проекта геологического изучения участка, по геологоразведочным работам и геологическому изучению на участке, по разведке месторождения при отсутствии факта пользования недрами не составляет объективную строну правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Росприроднадзор в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители заинтересованного лица просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, 09.09.2010 г. должностными лицами Росприроднадзора на основании распоряжения N 150-р от 03.09.2010 г. проведена плановая выездная проверка ОАО "Ксеньевский прииск".
В ходе проверки установлено, нарушение ОАО "Ксеньевский прииск", как недропользователем, действующего законодательства, выразившееся в не выполнении условии лицензионного соглашения к лицензии.
По результатам проверки составлен Акт N НВЗАТ-194 от 30.09.2010 г.
4 октября 2010 года должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего уведомления Общества о дате, времени и месте составления протокола был составлен протокол об административном правонарушении N НВЗАТ-194/4 о совершении ОАО "Ксеньевский прииск" правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, выразившегося в пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
На основании протокола об административном правонарушении N НВЗАТ-194/4 от 04.10.2010 г., руководителем Росприроднадзора, с учетом надлежащего извещения Общества о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено Постановление N НВЗАТ-194/4 от 15.10.2010 года о привлечении ОАО "Ксеньевский прииск" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 статьей 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции. В частности, предусмотрено, что при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1). Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2).
С учетом изложенного и в связи с тем, что дополнительные доказательства сторонами не представлены, суд апелляционной инстанции рассматривает настоящее дело по имеющимся доказательствам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ОАО "Ксеньевский прииск" имеет лицензию на недропользование серии ЧИТ 01758 ВЭ.
Согласно указанной лицензии целевым назначением и видами работ является геологическое изучение, разведка и добыча подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения объектов промышленности в артезианском бассейне долины р. Итака. Участок недр расположен в 6 км северо-восточнее пос. Итака, Могочиснкого района Читинской области.
В соответствии со ст. 9, 11 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 г. "О недрах" в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 г. "О недрах" обязанностью пользователя недрами является выполнение условий, оговоренных в лицензии. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
ОАО "Ксеньевский прииск" имеет лицензию на право пользования недрами ЧИТ 01758 ВЭ, срок окончания действия лицензии 31.12.2013 г.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, Соглашение об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения объектов промышленности в артезианском бассейне долины р. Итака в Могочиснком районе Читинской области является неотъемлемой составной частью лицензии на право пользование недрами серии ЧИТ 01758 ВЭ, выданной ОАО "Ксеньевский прииск".
В соответствии с указанным соглашением ОАО "Ксеньевский прииск", как недропользователь, обязано обеспечить, в том числе:
- подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта геологического изучения (оценки) Лицензионного участка с учетом требований природоохранного законодательства в срок до 30.05.2007 г., при этом проект должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- начало геологоразведочных работ на Лицензионном участке не позднее 30.08.2007 г. с ежегодным бурением скважин не менее 500 пог.м;
- завершение не позднее 30.08.2008 г. геологического изучения Лицензионного участка, с представлением геологического отчета с подсчетом эксплуатационных запасов подземных вод по категории С + С на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых;
- завершение не позднее 30.12.2009 г. разведки месторождения и представление геологического отчета с подсчетом эксплуатационных запасов подземных вод на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в установленном порядке.
Из материалов административного производства следует, что в нарушение закона Общество не выполняет условия лицензионного соглашения к лицензии ЧИТ 01758 ВЭ, а именно:
- проект геологического изучения (оценки) лицензионного участка в срок до 30.05.2007 г. не подготовлен, не согласован и не утвержден в установленном порядке;
- геологоразведочные работ на лицензионном участке с ежегодным бурением скважин не менее 500 пог.м в срок до 30.08.2007 г. не начаты;
- геологическое изучения лицензионного участка, с представлением геологического отчета с подсчетом эксплуатационных запасов подземных вод по категории С + С на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, до 31.12.2009 г. не завершены;
- не завершена разведка месторождения с представлением геологического отчета с подсчетом эксплуатационных запасов подземных вод на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в установленном порядке до 30.12.2009 г.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Факт пользования ОАО "Ксеньевский прииск" недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, подтверждается в полном объеме имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- лицензией ЧИТ 01758 ВЭ от 14.11.23006 г. (т. 1 л.д. 76-78);
- лицензионным соглашением (т. 1 л.д. 80-86);
- условием водопользования N 48 от 27.09.2006 г. (т. 1 л.д. 131-132);
- актом проверки N НВЗАТ-194 от 09.09.2010 г. (т. 1 л.д. 53-56);
- протоколом об административном правонарушении N НВЗАТ-194/4 от 04.10.2010 г.
Таким образом, ОАО "Ксеньевский прииск" своими действиями допустило нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, то есть, совершило правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В связи с чем, не состоятельны доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в действиях Общества объективной стороны вменяемого ему правонарушения.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае Общество не приняло всех зависящих от него мер, к тому, чтобы пользование им недрами осуществлялось без нарушения условий, предусмотренных лицензией.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях Общества, выразившихся в пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в связи с чем, оспариваемое постановление административного органа о назначении административного наказания содержит правильную квалификацию. При этом обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения, изложенные в данном постановлении и протоколе об административном правонарушении, не противоречат друг другу.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, административный орган правомерно квалифицировал действия заявителя по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и привлек к ответственности, в пределах минимального размере санкции, предусмотренной данной нормой права.
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемое постановление вынесено за пределами установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока для привлечения к административной ответственности.
Поскольку, лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
ОАО "Ксеньевский прииск" на момент проведения проверки не отказалось от права пользования недрами на основании выданной ему лицензии.
Следовательно, срок давности привлечения Общества к административной ответственности начал течь со дня обнаружения административного правонарушения - с 09.09.2010 г.
В связи с чем, Постановление N НВЗАТ-194/4 от 15.10.2010 г. вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ОАО "Ксеньевский прииск" по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава этого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения административного дела ОАО "Ксеньевский прииск" было извещено заблаговременно.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами Росприроднадзора, то есть требования статей 23.60 и 28.3 КоАП РФ соблюдены.
Мера наказания (административного штрафа) определена административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Относительно довода Общества о возможности освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
По смыслу части 2 статьи 7.3 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок пользование недрами, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, на порядок государственного регулирования в области пользования недрами, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае не может быть признано малозначительным.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2011 года по делу N А78-8283/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2011 года по делу N А78-8283/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-822/09
Истец: Левченко Галина Павловна
Ответчик: Торубаров Алексей Николаевич
Третье лицо: ООО "Элвис Плюс", Железный Алексей Вильямович
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2221/10
12.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2221/2010
12.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-822/2009
14.08.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3748/2009
14.08.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5734/09
19.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-822/2009
06.04.2009 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-822/09