г. Москва |
|
13 апреля 2011 г. |
Дело N А41-30064/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Александрова Д.Д., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен надлежащим образом; имеется ходатайство,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
3-и лица: Управление Росреестра по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом, ООО "ТК "Егорьевск" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2010 г.
по делу N А41-30064/10, принятое судьей Уваровым А.О.
по иску (заявлению) Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, третьи лица - Управление Росреестра по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "ТК "Егорьевск"
о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области (далее - КУИ Егорьевского МР МО, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - Управление, ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 7 245 кв.м., с кадастровым номером 50:30:001 02 04:0003, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 157. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Росреестра по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "ТК "Егорьевск".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2010 г. исковые требования Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его необоснованным, противоречащим действующему законодательству, вынесенным с неправильным применением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним именно Российская Федерация является правообладателем спорного земельного участка; с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им. Управление также указывает, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не оспорены и не признаны судом незаконными; объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым N 50:30:001 02 04:0003, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 157, не значится; вместе с тем, по мнению Управления, сам факт отсутствия в реестре федерального имущества спорного объекта недвижимости не является свидетельством отсутствия на него права собственности Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства по апелляционной жалобе от Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области в Десятый арбитражный апелляционный суд поступили пояснения по делу, приобщенные судом к материалам дела протокольным определением, и ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителей указанного лица. Дело рассматривается согласно части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились представители ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области и третьих лиц - Управления Росреестра по Московской области, ООО "ТК "Егорьевск", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания. Дело рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с постановлением Главы Егорьевского района Московской области от 16.03.2004 N 855 "О сдаче в аренду земельного участка" (л.д. 16) ООО "ТК "Егорьевск" предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 7245 кв.м. из категории земель поселений, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 157, разрешенное использование участка - для общественно-делового и гражданского строительства.
На основании договора аренды от 30.04.2004 N 062/04 с ООО "ТК "Егорьевск" КУИ Егорьевского МР МО является арендодателем спорного земельного участка (л.д. 6-15); договор аренды прошел государственную регистрацию (запись регистрации от 26.05.2004 N 50-01/30-8/2004-142)
К данному договору сторонами неоднократно заключались дополнительные соглашения, зарегистрированные в установленном законом порядке:
- дополнительное соглашение от 10.03.2006 N 062-01/06 (л.д. 19-22) (запись регистрации от 11.04.2006 N 50-50-30/005/2006-472);
- дополнительное соглашение от 06.07.2007 N 062-02/07 (л.д. 24) (запись регистрации от 27.08.2007 N 50-50-30/023/2007-225).
В соответствии с п. 23 выписки из ЕГРП от 21.12.2009 N 30/033/2009-234, выданной Егорьевским отделом УФРС по Московской области, вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП 26.05.2004 сделана запись регистрации N 50-01/30-08/2004-139 (л.д. 25-28).
Поскольку фактом регистрации нарушены права КУИ Егорьевского МР МО на распоряжение спорным земельным участком, в соответствии с п. 52, 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, Комитет обратился с заявлением о признании отсутствующим права собственности в арбитражный суд.
В силу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд вправе обратиться лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как усматривается из регистрационного дела, правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у КУИ Егорьевского МР МО отсутствует право распоряжения им, в том числе право сдачи его в аренду, а также право получать арендные платежи.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Комитет считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 ст. 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таки образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок не представлено ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть противозаконно; а ТУ Росимущества в Московской области не представило доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В части 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
То есть, такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре.
Выводы суда соответствуют действующему законодательству, фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не имеется.
Каких-либо иных доводов, которые не являлись бы предметом рассмотрения в суде первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2010 г. по делу N А41-30064/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30064/2010
Истец: Комитет по управлению имуществои Егорьевского района Московской области, Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской обл.
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом про Московской области
Третье лицо: ООО "ТК "Егорьевск", ООО "Торговый комплекс "Егорьевск", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2012 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6419/11
29.05.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3233/12
14.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/7210-11
13.04.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1368/11