г. Санкт-Петербург
07 февраля 2008 г. |
Дело N А21-4202/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17767) Федеральной службы судебных приставов России, Управления ФССП по Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 ноября 2007 года по делу N А21-4202/2007 (судья Скорнякова Ю.В.), принятое
по заявлению МУ "Управление по бюджету и финансам Светлогорского городского округа"
к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области
3-е лицо: Отделение ССП Светлогорского городского округа
о взыскании 299 391 руб.
при участии:
от истца (заявителя): Гратий А.М., доверенность от 05.02.2008.
от ответчика (должника): Денисов С.В., доверенность от 17.12.2007 N 12/Д-07-111-НВ.
от 3-го лица: не явился, извещен.
установил:
Муниципальное учреждение "Управление по бюджету и финансам Светлогорского городского округа" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании за счет казны незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 299 391 рубль.
В качестве ответчиков к участию в деле привлечены Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП), Управление ФССП по Калининградской области. В качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора , привлечено Отделение ССП Светлогорского городского округа.
Решением суда первой инстанции от 23 ноября 2007 г. денежные средства в размере 299 391 рубль взысканы с Федеральной службы судебных приставов за счет казны Российской Федерации. В связи с отказом учреждения от требований о взыскании исполнительского сбора с Управления ФССП по Калининградской области, производство по делу в указанной части прекращено.
В апелляционной жалобе Федеральная служба судебных приставов просит решение суда первой инстанции изменить, исключив из резолютивной части решения указание на взыскание с ФССП.
В судебном заседании представитель ФССП, Управления ФССП по Калининградской области поддержал апелляционную жалобу, настаивает на ее удовлетворении.
Представитель учреждения с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения спора уведомлен надлежащим образом. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением от 01.02.2001 Арбитражного суда Калининградской области по делу N 4280/197 с муниципального образования "Светлогорский городской округ" в лице финансового отдела взыскано в пользу Банка Внешней торговли 356 490,95 долларов США и 54 664 рубля задолженности. Выдан исполнительный лист N 0002615 от 07.05.2001г.
Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Светлогорского округа 11.07.2001г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.
Поскольку требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не были исполнены, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 20.06.2006 о взыскании с должника 7% исполнительского сбора в размере 299 391,78 рублей.
Исполнительский взнос взыскан за счет удержания денежных средств перечисляемых учреждением на счета судебного пристава-исполнителя в счет погашения задолженности перед банком.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела платежными поручениями на сумму 2 500 000 рублей, выписками из лицевого счета получателя средств N 13356060014. Из письма банка от 11.12.2006г. стало известно, что сумма 299 391,78 рублей, перечисленная учреждением была удержана судебным приставом исполнителем в счет погашения задолженности по уплате исполнительского сбора, в связи с чем на счета банка службой судебных приставов-исполнителей была перечислена сумма 2 200 608,22 рубля.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 16 февраля 2007 г. по делу А21-7681/2006 постановление судебного пристава-исполнителя от 20.06.2006г. о взыскании исполнительского сбора признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован ст. 143 ФЗ "ОБ исполнительном производстве", согласно которой до внесения изменений в ст. 71, 81 ФЗ "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительных документов за счет средств местных бюджетов взыскание исполнительского сбора не производится. Решение суда вступило в законную силу.
Поскольку взысканный исполнительский сбор не возвращен, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно представленных в материалы дела доказательствам, взыскание задолженности в пользу банка произведено с муниципального образования в лице финансового отдела.
Муниципальное учреждение "Управление по бюджету и финансам Светлогорского городского округа" в соответствии с Уставом осуществляет функции финансового отдела муниципального образования. Согласно представленных в материалы дела платежных поручений на перечисление задолженности по исполнительному листу, плательщиком денежных средств местного бюджета выступает именно Муниципальное учреждение.
В связи с указанными обстоятельствами надлежащим истцом по заявленным требованиям считается плательщик - Муниципальное учреждение "Управление по бюджету и финансам Светлогорского городского округа".
В соответствии с частью 4 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительский сбор возвращается должнику.
По смыслу названной нормы необходимыми условиями для возвращения исполнительского сбора являются отмена судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, и прекращение вследствие этого исполнительного производства.
Решением арбитражного суда по делу N А21- 7681/2006 признано незаконным и отменено постановление судебного пристава о взыскании исполнительского сбора в размере 299 391 рубль. В связи с указанными обстоятельствами взысканный и зачисленный исполнительский сбор в размере 299 391 рубль подлежит возврату.
В соответствии с п. 3 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ исполнительский сбор в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени казны РФ выступает главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О судебных приставах" (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой Службы. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, согласно которому Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов, ФССП России подведомственна Минюсту России, основными задачами ФССП России являются, в том числе, организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. В соответствии с п. 8 ст. 6 названного Положения функции главного распорядителя средств федерального бюджета на реализацию возложенных на нее функций осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП России). Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ также определено, что главным распорядителем средств федерального бюджета (администратором поступлений) исполнительского сбора является Федеральная служба судебных приставов.
Из статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Аналогичный вывод содержится в письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2005 N 02-05-03/2221, в котором разъяснено, что федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Закону о бюджетной классификации, при этом к функциям администратора, в том числе, относится возврат платежей из бюджетов всех уровней.
Федеральная служба судебных приставов, являясь главным распорядителем средств федерального бюджета, а управление - получателем и распределителем средств федерального бюджета, самостоятельно урегулируют вопросы доходов и расходов в отношении выделенных средств федерального бюджета.
В соответствии с письмами Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2003 N 03-01-01/12-290 и от 13.04.2004 N 3-12-20/2 возврат исполнительского сбора осуществляется на основании исполнительного документа судебного органа.
В связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции правомерно принял решение о взыскании исполнительского сбора в размере 299 391 рублей с Федеральной службы судебных приставов - главного распорядителя средств федерального бюджета, за счет средств казны РФ.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь ст.269 -271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2007г. по делу N А21-4202/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4202/2007
Истец: МУ "Управление по бюджету и финансам Сетлогорского городского округа"
Ответчик: Федеральная служба судебных приставов России, Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области , Министерство юстиции РФ по Калининградской области , Министерство юстиции РФ
Третье лицо: Отделение ССП Светлогорского городского округа