г. Санкт-Петербург
15 февраля 2008 г. |
Дело N А56-22451/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме15 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Блажко А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1113/08) УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.07 по делу N А56-22451/2007 (судья Глазков Е.Г.),
по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга
к ФГУП по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
о взыскании 20 171 руб. 70 коп.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): представителя Горной Л.В. по доверенности б/н от 11.02.08
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее Предприятие) штрафных санкций в размере 20 171руб. 70 коп. за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Решением суда от 11.12.07 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, Предприятие правомерно привлечено к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ), поскольку представило в пенсионный фонд неполные (недостоверные) сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, что отражено в акте проверки N5-37/422 от 16.04.07. Управление фонда ссылается на то, что факт допущения ошибок в оформлении индивидуальных сведений в отношении всех застрахованных лиц признан самим Предприятием в возражениях на вышеуказанный акт.
Управление фонда надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Предприятия просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителя Предприятия, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки своевременности представления Предприятием в установленный срок индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Законом N 27-ФЗ, Управлением фонда был составлен акт N 05-37/422 от 16.04.07 и принято решение от 14.05.07 N 05/180 о привлечении Предприятия к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 20 171 руб. 70 коп. за представление неполных (недостоверных) индивидуальных сведений.
Поскольку Предприятие в добровольном порядке не уплатило штрафную санкцию, указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Управления фонда в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Во исполнение положений статьи 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации разработан и утвержден порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее Инструкция).
Согласно пункту 27 Инструкции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.03 N 422) каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, обязан представить в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Вместе с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющаяся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения. Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные. В статье 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений: к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 79 от 11.08.04 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения. Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ размер штрафа, подлежащего взысканию за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а только от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Предприятие представило Управлению фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которые Управление фонда сочло "неполными (недостоверными)" и наложило на Предприятие штраф, исчисленный от всей суммы начисленных взносов.
Между тем, в акте, решении и заявлении отсутствуют сведения, позволяющие определить обстоятельства нарушения, вменяемого страхователю.
В силу положений ст.ст. 65, 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на Управление фонда.
В рассматриваемом случае Управление фонда по требованию суда первой инстанции не представило сведения о сумме платежей в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения, и обоснование размера штрафа; не представило сведения о том, относится ли допущенная Предприятием ошибка ко всем застрахованным лицам или к одному (нескольким из них), в связи с чем суд был лишен возможности проверить правильность исчисления суммы штрафа.
Ссылка подателя жалобы на то, что неполные (недостоверные) сведения были представлены в отношении всех застрахованных лиц, что подтверждается возражением на акт проверки, представленным Предприятием, не принимается судом, поскольку из указанных возражений усматривается, что Предприятие признает, что оно представило неполные сведения только по одному работнику. Между тем, штраф исчислен от полной суммы страховых взносов, сведения о которых представлены страхователем.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что Управлением фонда не соблюдены требования законодательства к содержанию решения о привлечении к ответственности.
Согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В нарушении вышеуказанной нормы решение Управления фонда не содержит изложения обстоятельств нарушения, вменяемого Предприятию. Содержащаяся в решении ссылка на акт проверки обоснованно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку акт проверки также не содержит изложения фактических обстоятельств нарушения, не упоминает документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства, подлежащие доказыванию. Несмотря на представление Предприятием возражений по акту проверки, в нарушение требований пункта 8 статьи 101 НК РФ, в решении Управления фонда отсутствуют как изложение доводов лица, привлекаемого к ответственности, так и результаты проверки этих доводов.
Кроме того, в нарушение положений пункта 2 статьи 101 НК РФ рассмотрение материалов проверки было проведено без извещения лица, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В данном случае рассмотрение материалов проверки и принятие решения состоялось 14.05.07, в то время как Предприятие уведомляли об иной дате - 04.05.07.
С учетом изложенного следует признать правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Управлением фонда требования.
Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.07 принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 декабря 2007 г. по делу N А56-22451/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22451/2007
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга
Ответчик: ФГУП по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды