г. Санкт-Петербург
18 февраля 2008 г. |
Дело N А56-27451/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36/2008) индивидуального предпринимателя Краснопевцева Александра Константиновича
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 ноября 2007 года по делу N А56-27451/2007(судья Градусов А.Е.), принятое
по заявлению Краснопевцева Александра Константиновича
к Руководителю Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Гришкевич Наталье Петровне
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Краснопевцев А.К. - паспорт 40 00 56677, выдан 19.01.2001г. 17 ОМ Калининского района Санкт-Петербурга
от ответчика: Шарикова А.Б. по доверенности от 10.01.2008г. N 09-39/7
установил:
Индивидуальный предприниматель Краснопевцев А. К. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недоимки по решениям УПФР Калининского района СПб N 127П, от 14.05.07, N 4444 от 16.05.07 и N 4445 от 16.05.07 безнадежной и списать ее в силу причин экономического и социального характера.
Заявителю было предложено уточнить ответчика по делу и предмет спора. Заявитель пояснил, что требование предъявлено к ОПФ РФ по СПб и ЛО (далее -Отдел) как вышестоящему по отношению к УПФ Калининского района СПб органа, который утвердил указанные решения УПФР Калининского района СПб N 127П, от 14.05.07, N 4444 от 16.05.07 и N 4445 от 16.05.07 и просит рассмотреть указанный предмет спора с данным ответчиком.
В ходе судебного разбирательства заявителем уточнены требования, согласно которых предприниматель просит отменить исполнительное производство ФССП (постановления N 1/20183/1953/11/2007 и N 1/20184//1952/11/2007 от 04.06.07; подтвердить, что он не является плательщиком страховых взносов (л.д.36).
Решением суда от 15.11.2007г. заявленные требования отклонены.
Краснопевцев А.К. не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять судебный акт в его пользу.
В судебном заседании Краснопевцев А.К. поддержал свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Отдела с апелляционной жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Краснопевцев Александр Константинович, 31.12.1930 года рождения, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица 27.12.1995г. (л.д.34).
В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Краснопевцев А.К. зарегистрирован 13.01.2005г., что подтверждается свидетельством серии 78 N 001270933 от 13.01.2005г. (л.д.35).
Предприниматель Краснопевцев А.К. зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда РФ по Калининскому району Санкт-Петербурга 27.12.1995г.
Из материалов дела установлено, что Краснопевцев А.К. является инвалидом 2 группы с августа 2005 г. (л.д.4).
С учетом принятия Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Краснопевцев А.К.., как имеющий статус индивидуального предпринимателя, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 указанного закона является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с указанным законом, каких- либо льгот по полному освобождению от уплаты страховых взносов отдельной категории плательщиков не предусмотрено.
В соответствии со статьей 28 Закона N 167-ФЗ предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа является обязательным для уплаты и составляет 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
По смыслу названной нормы, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе и лицами, достигшими пенсионного возраста.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 определения от 12.04.2005 N 164-О указал, что конституционно-правовой смысл этой нормы не может быть выявлен без учета ее взаимосвязи со всеми положениями Закона N 167-ФЗ и места в системе действующего пенсионного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Закона о трудовых пенсиях.
В силу статей 22 и 33 Закона N 167-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше). Соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Нормативные положения пунктов 1-3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, рассматриваемые в системной связи с положениями статей 22 и 33 этого Закона, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Закона о трудовых пенсиях, не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Следовательно, Краснопевцев А.К. 1930 года рождения, не должен уплачивать в 2006 году страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части пенсии.
Однако Предприниматель не оспаривает какие-либо ненормативные акты органов пенсионного фонда, либо их действия.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Согласно материалам дела УПФР в Калининском районе СПб приняло решения от 14.05.07 N 127П о привлечение к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, N 4444 от 16.05.07 и N 4445 от 16.05.07 о взыскании недоимки и пени и штрафа.
Заявитель не оспаривает указанные решения УПФР в Калининском районе СПб и обстоятельства, указанные в данных решениях, ссылаясь на то, что он не имеет дохода от предпринимательской деятельности и не является плательщиком страховых взносов.
Из систематического толкования норм Закона N 167-ФЗ следует, что обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа возложена на физических лиц, обладающих статусом предпринимателя. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам), охватывается понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве. Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере и представлять в установленные законом сроки сведений, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и других обязанностей страхователя. Подтверждением этому является отсутствие в законодательстве о пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Правильность такого вывода подтверждается и положениями пунктов 4 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Заявитель имеет статус индивидуального предпринимателя, следовательно, обязан надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности, в т.ч. в части своевременной и полной уплаты страховых взносов и представления необходимых сведений на условиях и в порядке, предусмотренных Законом, независимо от фактического осуществления (либо не осуществления) предпринимательской деятельности и получения дохода.
Предметом заявленных требований являются не обжалование действий (бездействий) органов пенсионного фонда, либо ненормативный акт последнего, а просьба отменить исполнительное производство, возбужденное ФССП Калининского районного отдела Санкт-Петербурга, а также подтвердить факт, что заявитель не является плательщиком страховых взносов.
В соответствии со ст.29 АПК РФ Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Ни одно из заявленных требований не подпадает по вышеуказанную статью.
В соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Поскольку заявитель не оспаривает действия судебного пристава-исполнителя, либо ненормативные акты, вынесенные указанным должностным лицом, а просит отменить исполнительное производство, данный предмет спора не подведомствен арбитражному лицу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь ч.1 п.1 ст.150, п.2 ст.269, ст.270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 ноября 2007 г. по делу N А56-27451/2007 отменить.
Производство по делу N А56-27451/2007 прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27451/2007
Истец: Краснопевцев Александр Константинович
Ответчик: Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Гришкевич Наталья Петровна
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36/2008