г. Санкт-Петербург
29 февраля 2008 г. |
Дело N А42-6728/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, Т.И. Петренко
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1344/2008) Управления Роснедвижимости по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.12.2007 по делу N А42-6728/2007 (судья Л.П. Соломонко),
по иску (заявлению) Мурманской Квартирно-эксплуатационной части района
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области (Управлению Роснедвижимости по Мурманской области)
о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2007 по делу об административном правонарушении N 335/95-2007
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 62224)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен - тгм, вруч. 21.02.2008)
установил:
Мурманская квартирно-эксплуатационная часть района Ленинградского военного округа (Далее - Мурманская КЭЧ, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области (Далее - Управление, административный орган) N 355/95-2007 от 12.11.2007 о привлечении заявителя административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку им предприняты все необходимые меры по оформлению правоустанавливающих документов на часть земельного участка под зданием по адресу: г. Ковдор, ул.Победы, д.4. Административный орган не дал оценки субъективной стороне правонарушения, которая в данном случае отсутствует.
Решением от 28.12.2007 суд удовлетворил заявленное требование, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа. Суд пришел к выводу о наличии в действиях Мурманской КЭЧ состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, но отсутствии его вины в совершении правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя апелляционной жалобы, вина Мурманской КЭЧ заключается в том, что она не предприняла своевременно всех зависящих от нее мер по оформлению в разумный срок правоустанавливающих документов на земельный участок.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ). Мурманской КЭЧ апелляционному суду представлен отзыв на жалобу Управления, в котором она просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для его отмены.
Из материалов дела следует, что 06.12.2005 Мурманской КЭЧ с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района (Далее - КУМИ Ковдорского района) заключен договор безвозмездного пользования имуществом N 180/2005 на часть помещений военного комиссариата, сроком до 30.11.2006. В соответствии с пунктом 2.2.5. данного договора ссудополучатель (Мурманская КЭЧ) обязан оформить право землепользования на земельные участки под объектом недвижимости, являющимся предметом данного договора - нежилое помещение по адресу: г. Ковдор, ул.Победы, д.4, площадью 1234 кв.м. (пункт 1.2. договора) (л.д.68-69).
22.01.2007 заявителем с КУМИ Ковдорского района заключен аналогичный договор безвозмездного пользования данным имуществом N 82/2007, пунктом 2.2.5. также предусмотрена обязанность ссудополучателя оформить право землепользования (л.д.22-23). Договор заключен на срок с 01.12.2006 по 29.11.2007.
23.07.2007 Мурманской КЭЧ в КУМИ Ковдорского района подана заявка на оформление права пользования земельным участком, расположенным по адресу: г. Ковдор, ул.Победы, д.4, за исходящим N 1204 (л.д.21).
Письмом от 08.08.2007 N 02-06/850 Администрация Ковдорского района сообщила заявителю о необходимости для оформления права безвозмездного пользования земельным участком представить продленный договор безвозмездного срочного пользования имуществом и кадастровую карту земельного участка (л.д.20).
01.10.2007 Мурманская КЭЧ подала в ФГУ "Земельная кадастровая палата" заявление о предоставлении сведений госземкадастра, необходимых для оформления права безвозмездного срочного пользования земельным участком (л.д.56-57).
Специализированной мобильной группой N 11 Управления была проведена проверка в отношении Мурманской КЭЧ на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 51:05:010207:0137 по адресу: г. Ковдор, ул.Победы, д.4, результаты проверки оформлены актом от 18.09.2007 (л.д.65). В акте указано, что на данном земельном участке расположено здание, часть помещений которого предоставлена заявителю по договору безвозмездного пользования от 06.12.2005, срок действия договора с 01.12.2005 по 30.11.2006; на момент проверки установлено, что договор безвозмездного пользования на новый срок не заключен, правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены, что является нарушением земельного законодательства, за которое статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Данные обстоятельства послужили административному органу основанием для составления 03.10.2007 протокола об административном правонарушении в отношении Мурманской КЭЧ (л.д.48-49), вынесения 12.11.2007 оспариваемого постановления о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д.7-9). Основанием для привлечения к административной ответственности явилось использование Мурманской КЭЧ земельного участка с кадастровым номером 51:05:010207:0137, ориентировочной площадью 1087 кв.м. под часть помещений военного комиссариата, расположенного по адресу: г. Ковдор, ул.Победы, д.4, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях Мурманской КЭЧ имеет место событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, однако вывод суда об отсутствии вины заявителя, по мнению апелляционного суда, не является обоснованным.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании (сервитут), аренде, безвозмездном срочном пользовании.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьями 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
К таким документам статья 17 данного Федерального закона относит договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Материалами дела подтверждается факт отсутствия у заявителя на момент проверки административным органом правоустанавливающих документов на землю.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения основан на том, что он 23.07.2007, то есть до проведения проверки, обратился в КУМИ Ковдорского района с заявлением N 1204 о предоставлении земельного участка, в дальнейшем в соответствии с ответом Администрации Ковдорского района от 08.08.2007 обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" о предоставлении кадастрового плана спорного земельного участка. 31.10.2007 заявитель повторно обратился в КУМИ для оформления права пользования земельным участком, Постановлением главы Ковдорского района Мурманской области от 12.11.2007 N 738 заявителю предоставлен в безвозмездное срочное пользование спорный участок на срок с 01.12.2007 по 30.11.2008.
Данные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, свидетельствуют о том, что Мурманская КЭЧ предприняла все зависящие от нее меры для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
Суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что первоначальный договор безвозмездного пользования имуществом N 128-/2005 был заключен между КУМИ Ковдорского района и Мурманской КЭЧ 06.12.2005, по условиям данного договора ссудополучатель был обязан оформить право землепользования на земельные участки под объектом недвижимости - нежилым помещением по адресу: г. Ковдор, ул.Победы, д.4.
Таким образом, на заявителя с 06.12.2005 была возложена обязанность по оформлению землепользования в установленном порядке. Заключив вышеназванный договор, он не мог не знать о возложенной на него обязанности, однако на момент проведения проверки в сентябре 2007 года правоустанавливающие документы на земельный участок оформлены не были, что отражено в акте проверки от 18.09.2007 (л.д.65).
Мурманская КЭЧ с декабря 2005 по 12.11.2007 (вынесение Постановления Главы Ковдорского района) фактически использовала земельный участок без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Наличие обязанности оформить право землепользования было предусмотрено договором от 06.12.2005 N 180/2005, а также договором от 22.01.2007 N 82/2007.
Невыполнение данной обязанности, предусмотренной договорами безвозмездного пользования имуществом, свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения. Доказательства того, что заявитель в силу объективных причин не смог исполнить возложенную на него договорами обязанность, в материалах дела отсутствуют.
Последующие действия Мурманской КЭЧ по оформлению землепользования не могут являться основанием для освобождения от административной ответственности, могли быть учтены административным органом в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.
Административным органом не допущено существенных процессуальных нарушений, самостоятельно влекущих отмену постановления, при производстве по делу, с учетом обстоятельств дела наказание заявителю назначено в виде наложения штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.1 КоАП РФ.
У суда первой инстанции отсутствовали законные основания для признания незаконным оспариваемого постановления, в связи с чем принятый по делу судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28 декабря 2007 года по делу N А42-6728/2007 отменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области от 12.11.2007 N 355/95-2007 Мурманской КЭЧ района отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6728/2007
Истец: Мурманская Квартирно-эксплуатационная часть района
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области