г. Санкт-Петербург
06 марта 2008 г. |
Дело N А21-6271/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Петренко Т.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Е.А. Немшановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-154/2008) МУП "Озерск-ЖКХ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.11.2007 по делу N А21-6271/2007 (судья С.В. Генина),
по заявлению Управления по технологическому и экологическому контролю Ростехнадзора по Калининградской области
к МУП "Озерск-ЖКХ"
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калининградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Озерск-ЖКХ" (далее - Предприятие) о взыскании 22541820 руб.76 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2006 г.
Управление до принятия решения по делу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшило свои требования и просило взыскать с ответчика плату за негативное воздействие на окружающую среду за названный период в размере 3071158, 03 руб.
Решением от 12.11.2007 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное, по его мнению, применение судом норм материального права, просит отменить решение в части взыскания 2768638 руб. платы за размещение отходов и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование жалобы ее податель указал на то, что не является собственником отходов, не осуществляет деятельность по хранению и захоронению отходов, а лишь вывозит бытовой мусор Заказчика, и, следовательно, не обязан представлять расчеты и исчислять плату за негативное воздействие на окружающую среду.
С решением суда в части взыскания 302519 руб. 45 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов и сбросов Предприятие согласно.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке по правилам пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - в обжалуемой части.
В соответствии с Уставом предметом деятельности Муниципального унитарного предприятия по содержанию и ремонту жилищного фонда "Озерск-ЖКХ" являются выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения муниципального заказа по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту муниципального жилищного фонда города, благоустройству и санитарной очистке придомовых территорий, теплоснабжение и водоснабжение города, отведение сточных вод (л.д. 30, 28, 26). На основании договоров, заключаемых договоров Предприятие также осуществляет вывоз бытового мусора на территорию городской свалки (л.д. 99, 100).
Управление 24.08.2007 обратилось к Предприятию с письмом-требованием N 4069 о внесении предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2006 года в сумме 22541820, 76 руб., расчет которых за фактическое загрязнение окружающей природной среды произведен федеральным государственным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" (далее - Центр).
В связи с тем, что Предприятие в указанные в требовании от 24.08.2007 сроки не перечислило в полном объеме платежи за негативное воздействие на окружающую среду, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.
Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды также предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По смыслу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О подтверждена юридическая сила постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, которое сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится природопользователями в соответствии с Порядком по утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 23.05.2006 N 459 форме и утвержденному Порядку заполнения и представления формы расчета платы.
Из материалов дела следует и Предприятием не оспаривается, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на 2006 год уполномоченным органом не были установлены.
При таких обстоятельствах размещенные Предприятием отходы подлежат учету как сверхлимитные, а плата за загрязнение окружающей природной среды - определению в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Предприятие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление не представило, поскольку не считает себя плательщиком.
Центр, в соответствии с предоставленными ему пунктами 1.1, 2.1 приказа Ростехнадзора от 29.03.2006 N 251 "О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду" полномочиями, на основании представленных Предприятием сведений о размещении ТБО населения произвел расчеты, в соответствии с которыми плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2006 г., с учетом устранения технической ошибки, составила 3031158, 03 руб. (протокол с/з от 06.11.2007), в том числе 2768638, 58 руб. за размещение отходов производства и потребления (л.д. 66, 67).
Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, а также проверив расчеты платы Центра, правильно пришел к выводу о том, что иск Управления подлежит удовлетворению в полном объеме.
Довод Предприятия о том, что оно не должно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, так как не является собственником ТБО населения, судом правильно отклонен, поскольку население муниципального образования не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами и именно Предприятие осуществляло сбор и размещение ТБО.
В соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов России от 26.01.1993, природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от населения, вправе получить освобождение от платы за размещение отходов от населения только при условии, что они имеют оформленные разрешения на размещение отходов и не превышают установленные допустимые нормативы (пункт 7.6) и при размещении этих отходов на полигонах обеспечивают обустройство и эксплуатацию последних на основе действующих правил (пункт 7.5.2).
Названные условия Предприятием не соблюдены, а потому отсутствуют основания для освобождения его от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Ввиду того, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения от 12.11.2007 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.11.2007 по делу N А56-6271/2007 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Озерск-ЖКХ" - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1000 рублей отнести на подателя жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Т.И. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6271/2007
Истец: Управление по технологическому и экологическому контролю Ростехнадзора по Калининградской области
Ответчик: МУП "Озерск-ЖКХ"