г. Санкт-Петербург
07 апреля 2008 г. |
Дело N А42-381/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Л.В. Зотеевой, Е.А. Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2305/08) ООО "Кристалл" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2008г. по делу N А42-381/2008 (судья Посыпанко Е.Н.),
по заявлению ООО "Кристалл"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Мозжухина И.С.- доверенность от 09.01.2007г.
от ответчика: не явились- извещены
установил:
ООО "Кристалл" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области о признании незаконным и отмене постановления N 365 от 26.12.2007г. о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Кристалл" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. В качестве оснований для отмены оспариваемого постановления повторил доводы, изложенные в заявлении: раздел XIX Правил продажи отдельных видов товара, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55, регулирующий особенности продажи алкогольной продукции, не содержит указания на необходимость доведения до покупателя названных Правил; выявленное нарушение относится не к нарушениям в сфере легальности оборота алкогольной продукции, а к нарушению прав потребителей при этом налоговые органы не являются федеральными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей. Кроме того, представитель указал, что судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства: нарушение совершено обществом впервые, имело неумышленный характер, после проверки указанное нарушение было незамедлительно устранено, не посягает на охраняемые законом ограничения в сфере оборота алкогольной продукции, т.е. является малозначительным.
Представители налогового органа в судебное заседание не явились , о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 23.12.2007г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на основании поручения N 906 от 21.12.2007г. проведена проверка соблюдения ООО "Кристалл" законности оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине, принадлежащем обществу и расположенном по адресу: город Оленегорск, улица Бардина, дом 41. В ходе проверки выявлено, что при продаже алкогольной продукции до сведений покупателей не доведены в наглядной и доступной форме (отсутствуют на стенде) Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в том числе и главы XIX Правил, регулирующей особенности продажи алкогольной продукции).
По результатам проверки 23.12.2007г. налоговым органом составлен акт , 24.12.2007г. протокол об административном правонарушении N 02-17/582, на основании которого 26.12.2007г. вынесено постановление N 365 привлечении ООО "Кристалл" к административной ответственности , предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 рублей.
ООО "Кристалл" не согласилось с указанным постановлением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления налогового органа, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998г., на продавца возложена обязанность доведения этих Правил до сведения покупателей в наглядной и доступной форме (в том числе и главы XIX Правил, регулирующей особенности продажи алкогольной продукции).
При этом апелляционный суд отмечает, что обязанность продавца довести до сведения покупателя в наглядной и доступной форме правила продажи алкогольной продукции вытекает из положений пункта 9 Правил, которые, при установлении соответствующей обязанности применительно к Правилам как таковым, одновременно распространяют свое действие и на включенный в их состав раздел об особенностях продажи алкогольной продукции.
Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением правил, упомянутых в частях 1, 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30000 до 40000 рублей .
Как следует из материалов дела, на момент проверки , в магазине, принадлежащем ООО "Кристалл", до сведений покупателей не доведены в наглядной и доступной форме Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998г. (в том числе и главы XIX Правил, регулирующей особенности продажи алкогольной продукции).
Указанный факт подтвержден объяснениями директора Постник Е.И. ( л.д.23), которая показала, что любая информация предоставлялась по требованию покупателей, сами Правила находятся в офисе предприятия, находящегося на улице Строительной, дом 10. Нахождение текста вышеуказанных Правил в недоступном месте для покупателей, свидетельствует о нарушении законодательства о розничной реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, за что и установлена административная ответственность.
Таким образом, обществом нарушен Закон Российской Федерации от 22.11.95г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п.9 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N55 (с изменениями утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2006г. N80). За указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.14.16 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
Поскольку вышеназванные Правила продажи отсутствовали в месте, свободном для ознакомления покупателей, что в полном объеме подтверждается материалами дела и не отрицается обществом , то следует признать, что налоговым органом доказан факт совершенного заявителем административного правонарушения.
Приведенные в материалах дела доказательства объективно свидетельствуют о наличии у общества вины в его совершении, которая в рассматриваемом случае выразилась в непринятии им мер по своевременному размещению предусмотренной законом информации в доступном для обозрения покупателей месте.
Таким образом, общество правомерно и обоснованно привлечено за данное правонарушение к административной ответственности по п.3 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности, которые могут послужить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, ответчиком не допущено. Протокол об административном правонарушении подписан директором общества Постник Е.И. , административное дело рассмотрено с ее же участием (л.д.25-28), данный представитель участвовал и при проведении самой проверки.
Довод общества о том, что налоговый орган не вправе проводить проверку по вопросам, не относящимся к их компетенции, а именно проверки наличия в торговой точке Правил продажи алкогольной продукции, апелляционный суд находит несостоятельным.
В соответствии с частью I статьи 23 Федерального закона N 71-Фз от 22.11.1995г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции.
В силу пункта 142 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55. контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 1 общих положений Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Таким образом, именно налоговый орган уполномочен осуществлять контроль за соблюдением Правил продажи отдельных видов товаров в части реализации алкогольной продукции в соответствии с общими положениями и разделом XIX этих Правил "Особенности продажи алкогольной продукции".
Довод общества о том, что при вынесении оспариваемого постановления налоговым органом не был учтен принцип соразмерности наказания совершенному правонарушению, является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 21 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения", размер административного штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законодатель предусмотрел различные меры административной ответственности в зависимости от обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях . С этой целью в части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено взимание штрафа с юридических лиц в размере от 30000 до 40000 рублей. В данном случае налоговым органом при назначении наказания установлен штраф в пределах минимального размера санкции с учетом всех обстоятельств дела и отсутствия как смягчающих, так и отягчающих ответственность обстоятельств.
Апелляционный суд не согласен с доводом общества о малозначительности совершенного им правонарушения, поскольку данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также правила разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Действующее законодательство в области производства и оборота алкогольной продукции направлено на ужесточение государственного контроля за его соблюдением.
Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 г. N 80), ФЗ от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливают определенные ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, запрещают реализацию алкогольной продукции, производимую с нарушением правил по ее реализации.
Согласно упомянутому Закону устанавливаются правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Государственное регулирование данной области направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
При таких обстоятельствах, с учетом доказанности факта совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, апелляционная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2008г. по делу А42-381/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Кристалл" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-381/2008
Истец: ООО "Кристалл"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N5 по Мурманской области