г. Санкт-Петербург
08 апреля 2008 г. |
Дело N А42-4400/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-418/2008) ООО "Баренцфиш - Мурманск" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.12.2007 по делу N А42-4400/2007 (судья Власов В.В.),
по заявлению Пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области
к ООО "Баренцфиш-Мурманск"
о взыскании 2 706 692 рублей 29 копеек
при участии:
от заявителя: Огаркова С.Н., доверенность N 102/3/21 от 14.01.2008
от ответчика: Лукашенко Д.И., доверенность N 33/2007 от 17.12.2007
установил:
Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Баренцфиш - Мурманск" (далее - ООО "Баренцфиш - Мурманск", общество, ответчик) о взыскании 1 130 942 рублей 29 копеек стоимости незаконно добытой рыбы и ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам. Делу присвоен номер А42 - 4400/2007.
Кроме того, 06 августа 2007 года Арбитражным судом Мурманской области приняты к производству иски Управления к обществу о взыскании 514 452 рублей, 831 779 рублей и 229 514 рублей стоимости незаконно добытой рыбы и ущерба, причиненного водным биоресурсам. Делам присвоены номера А42 - 4401/2007, А42-4402/2007 и А42-4403/2007.
В соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определениями от 06 августа 2007 года дела N А42-4400/2007, А42-4401/2007, А42-4402/2007 и А42-4403/2007 объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен номер А42-4400/2007.
Заявлением от 30.11.2007 истец уменьшил размер требований до 2 609 431 рубля, в том числе, стоимость незаконно добытой рыбы до 709 991 рубля, ущерб до 1 899 440 рублей.
Решением от 07.12.2007 года суд удовлетворил иск частично. Взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Баренцфиш - Мурманск" в доход федерального бюджета 709 991 рубль стоимости незаконно добытой рыбы. В удовлетворении остальной части иска суд отказал
На указанное решение ООО "Баренцфиш - Мурманск" подана апелляционная жалоба, в которой просит его изменить в части взыскания стоимости незаконно добытой рыбы, исключив сумму 278 109 рублей (стоимость 6930 кг трески и 5754 кг пикши) в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства в обоснование факта незаконной промысловой деятельности судном "Мурманск".
В судебном заседании представитель ООО "Баренцфиш - Мурманск" поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, общество является собственником рыболовецкого судна "Мурманск", бортовой номер М-0115. Это обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности на судно от 28.03.2003 года.
На основании разрешения федерального государственного учреждения "Мурманрыбвод" от 07.04.2005 года N ПМ-050190 судно "Мурманск" в ноябре и декабре 2005 года осуществляло траловый промысел трески, пикши, прочих видов рыб в качестве прилова в исключительной экономической зоне Российской Федерации Баренцева моря.
ДГУП "Мурманский региональный центр отраслевой системы мониторинга" представило в Управление распечатку позиций судна "Мурманск" за 25-28 ноября, 7-13 декабря 2005 года по данным спутникового мониторинга, из которой усматривается, что 26, 28 ноября, 7-8 и 10-13 декабря 2005 года названное судно вело промысел в закрытом для тралового лова районе N 1, ограниченном прямыми линиями, соединяющими точки с координатами: А) 71° 00' с.ш. 43° 00' в.д. Б) 71° 00' с.ш. 40° 30' в.д. В) 71° 30' с.ш. 40° 30' в.д. Г) 71° 30' с.ш. 43° 00' в.д.
10 и 16 мая 2006 года в отношении капитана судна составлены протоколы об административном правонарушении N 000570, N 000588, N 000571, N 000572, а постановлениями от 22.05.2006 N 000570, N 000588, N 000571, N 000572 капитан судна "Мурманск" Хорольский С.Э. за совершение правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде штрафов.
Полагая, что в результате промысла в запретном районе общество незаконно добыло 21135 кг. трески, 10416 кг. пикши, 594 кг. зубатки и 360 кг. камбалы - ерша, Управление предъявило настоящий иск.
Удовлетворяя исковое заявление частично, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне" предоставляет должностным лицам органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей право в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать на нарушителей штрафы или предъявлять к нарушителям иски в судах Российской Федерации с передачей им задержанных судов - нарушителей, изъятых орудий лова (добычи), оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого (пункт 1 статьи 36).
Указом Президента Российской Федерации от 29.08.1997 года N 950 на Федеральную пограничную службу Российской Федерации возложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере.
С 1 июля 2003 года Федеральная пограничная служба Российской Федерации упразднена, а ее функции переданы Федеральной службе безопасности Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 308).
В приложении N 1 к Федеральному закону от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" Федеральная службы безопасности Российской Федерации названа администратором поступлений в федеральный бюджет денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно части третьей статьи 35 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 17.12.1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" на лиц, получивших лицензию (разрешение) на промысел живых ресурсов исключительной экономической зоны возложена обязанность соблюдать установленные правила вылова (добычи) живых ресурсов, лимиты на их вылов (добычу) и выполнять условия лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов.
Исходя из статьи 16 Федерального закона от 20.12.2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) рыболовство должно осуществляться в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов.
Статья 26 Закона о рыболовстве допускает возможность установления федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства запрета рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов.
Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 01 июля 1986 года
N 356 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Госкомрыболовства России от 26.12.2002 N 486) утверждены правила промысла живых ресурсов для российских юридических лиц и граждан во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в Баренцевом море (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" правила применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании СНГ.
Пунктом 14.4 Правил запрещается применять с 1 января по 31 декабря любые тралы в районе N 1, ограниченном прямыми линиями, соединяющими точки с координатами:
А) 71° 00' с.ш. 43° 00' в.д.
Б) 71° 00' с.ш. 40° 30' в.д.
В) 71° 30' с.ш. 40° 30' в.д.
Г) 71° 30' с.ш. 43° 00' в.д.
В нарушение пункта 14.4 Правил капитан судна "Мурманск" выполнил траления N 110, 111, 112, 113, 118, 119, 120, 153, 154, 155, 156, 157, 164, 166, 167, 168, 169, 170, 171 с 26 ноября 2005 года по 13 декабря 2005 года в запретном для тралового промысла районе N 1.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.1999 года N 226 российские суда, осуществляющие промысел водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в открытой части Мирового океана и экономических зонах иностранных государств, должны быть оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, объеме находящихся на борту водных биологических ресурсов и продукции морского рыбного промысла, других касающихся рыболовства данных, определяемых Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству.
Акт соответствия от 05.01.2004 N 000794, сроком действия до 05.04.2006, подтверждает установку на судне "Мурманск" технических средств контроля INMARSAT-C/GPS, соответствие этой аппаратуры требованиям отраслевой системы мониторинга.
Распечатки местоположения судна "Мурманск", скорость его движения, определенные по данным спутникового мониторинга свидетельствуют, что перечисленные траления выполнены в запретном для промысла районе.
Несмотря на то, что в промысловом журнале судна "Мурманск" указано о выполнении тралений за пределами запретного района, суд, учитывая исправность установленных на судне средств технического контроля, объективность их показаний, полученных без вмешательства человека, принял данные спутникового мониторинга в качестве доказательств выполнения тралений N 110, 111, 112, 113, 118, 119, 120, 153, 154, 155, 156, 157, 164, 166, 167, 168, 169,170, 171 в запретном районе.
Данная оценка доказательств сделана судом первой инстанции с учетом положений части 2 статьи 64, статьи 67, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, нарушение пункта 14.4 Правил рыболовства подтверждено вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда Мурманской области от 7 июля 2006 года (дело N 2- 1674), 10 июля 2006 (дело N 2-1642) и 12 сентября 2006 года (дело N 2- 1732) по жалобам на постановления старшего государственного инспектора морской охраны Государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области от 22.05.2006 N 000588, N 000571, N 00572 о привлечении капитана судна М-0115 "Мурманск" к административной ответственности за нарушение правил добычи водных биологических ресурсов.
Материалы перечисленных гражданских дел были запрошены в Октябрьском районном суде города Мурманска и обозревались судом в судебном заседании 4 декабря 2007 года (протокол судебного заседания, т.2, л.д. 74 - 75).
Сведения, содержащиеся в промысловом журнале подтверждают, что в тралениях N 110, 111, 112 и 113 улов трески составил 6930 кг., пикши -5754 кг.
улов в тралениях 164, 166, 167, 168, 169,170 и 171 составил 7200 кг. трески, 396 кг. зубатки и 108 кг. камбалы - ерша;
улов в тралениях 118, 119, 120 составил 4320 кг. трески, 4662 кг. пикши;
улов в тралениях 153, 154, 155, 156 и 157 составил 2685 кг. трески, 198 кг. зубатки и 252 кг. камбалы - ерша.
Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Способы защиты прав на водные биоресурсы определяются в соответствии с гражданским законодательством (статьи 10 и 14 Закона о рыболовстве).
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Довод ответчика об отсутствии его вины в нарушении правил рыболовства ошибочен, противоречит статье 1068 ГК РФ. Именно общество, являющееся работодателем капитана, собственником судна, осуществившего вылов рыбных ресурсов, и имеющее соответствующее разрешение на помысел водных биологических ресурсов, является лицом, ответственным за соблюдение установленных правил рыболовства. Данных о том, что у общества отсутствовала возможность соблюдения правил рыболовства, не имеется.
Стоимость незаконно добытой рыбы рассчитана по прейскуранту N 33-26 и справкам Росстата об индексе цен на рыбу - сырец в ноябре и декабре 2005 года.
Цена одного килограмма трески и пикши принята равной 21,926 рублей, цена одного килограмма камбалы - ерша и зубатки - 19, 185 рублей.
Расчет стоимости незаконно добытой рыбы рассчитана по прейскуранту N 33-26 и справкам Росстата об индексе цен на рыбу - сырец в ноябре и декабре 2005 года.
Цена одного килограмма трески и пикши принята равной 21, 926 рублей, цена одного килограмма камбалы - ерша и зубатки - 19, 185 рублей.
Расчет стоимости незаконно добытой рыбы выполнен правильно, документально подтвержден, ответчиком не опровергнут.
Количество незаконно добытой рыбы подтверждается вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда города Мурманска от 07.07.2006 (дело N 2-1674), от 10.07.2006 (дело N 2-1642), от 12.09.2006 (дело N 2-1732).
Статья 59 Федерального закона "О животном мире" (в редакции Федерального закона от 20.04.2007 N 57-ФЗ) предусматривает безвозмездное изъятие и конфискацию незаконно добытых объектов животного мира и полученной из них продукции. Поскольку правонарушение совершено обществом в 2005 году, до внесения изменений в статью 59 Федерального закона "О животном мире", истец правомерно требует взыскания стоимости незаконно добытой рыбы.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в апелляционном суде.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая оценка, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому не имеется оснований для изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.12.2007 по делу N А42-4400/2007 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4400/2007
Истец: Пограничное управление ФСБ РФ по Мурманской области
Ответчик: ООО "Баренцфиш-Мурманск"