г. Санкт-Петербург
28 апреля 2008 г. |
Дело N А56-3021/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Петренко Т.И., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Е.А. Немшановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3576/2008) ООО "АГАТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2008 по делу N А56-3021/2008 (судья Т.В. Королевой), принятое
по заявлению Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли
к ООО "АГАТ"
об аннулировании лицензии
при участии:
от заявителя: Ю.П. Леусенко, дов. N 08/210 от 14.01.2008
от ответчика: В.В. Дмитриев, дов. от 20.02.2008
установил:
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об аннулировании лицензии у Общества с ограниченной ответственностью "Агат" (далее - Общество) лицензии серии ЛП СПб N 78-050331 на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением суда от 06.03.2008 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, считая, что оно вынесено с грубыми нарушениями норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Комитета просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитетом установлено, что Общество, имеющее лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции N 00081/2007 от 25.01.2007 бланк серии ЛП СПб N 78-050331 не представило декларацию о розничной продаже алкогольной продукции за 2 и 3 кварталы 2007, что подтверждается письмом Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" N 1545 от 17.12.2007 и справкой Комитета N 08/919 от 22.01.2008.
24.01.2008 Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной Обществу лицензии.
Апелляционная коллегия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ), лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлено, что лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.
Вместе с тем, Законом N 171-ФЗ предусмотрена выдача двух различных видов лицензий: лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; лицензия на розничную продажу алкогольной продукции.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что в силу пункта 2 статьи 1 Закона N 128-ФЗ действие настоящего Закона не распространяется на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, апелляционный суд считает, что в данном случае Комитет, ссылаясь на статью 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в обоснование заявленных требований об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, применяет аналогию права (если введено декларирование данного вида деятельности, то возможно и аннулирование указанной лицензии), тогда как, исходя из содержания пункта 3 статьи 20 названного Федерального закона, предусмотрены случаи аннулирования лицензии именно на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 4 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2006 N 287-41 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (в том числе организации общественного питания), обязаны представлять декларации о розничной продаже алкогольной продукции в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга при введении декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга.
Порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в Санкт-Петербурге (далее - Порядок) утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2007 N 420.
В соответствии с пунктом 1.2. Правил декларации представляются в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (далее - уполномоченный орган), который осуществляет регистрацию и учет деклараций, контроль сроков представления деклараций и проверку соответствия представленных в них данных сведениям, содержащимся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Декларанты обязаны представлять декларации ежеквартально (за отчетный квартал) не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 2.2. Правил).
В связи с внесением изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2007 N 420 (Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.09.2007 N 1142) Декларации представляются в Санкт-петербургское государственное учреждение "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" (далее - ЦКК), которое осуществляет прием, регистрацию и учет деклараций; Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (далее - уполномоченный орган) осуществляет контроль за своевременностью представления деклараций и проверку соответствия представленных в них данных сведениям, содержащимся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Пунктом 2.2. означенных Правил предусмотрено, что декларанты обязаны представлять декларации ежеквартально (за отчетный квартал) с 5 по 15 число месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, декларации за 2 квартал 2007 года должны были быть представлены Обществом в Комитет не позднее 10.07.2007, а за 3 квартал 2007 года - в ЦКК не позднее 15.10.2007.
Уведомлением N 08/114 от 11.01.2008 Комитет приостановил действие выданной Обществу лицензии N 00081/2007 от 25.01.2007 бланк серии ЛП СПб N 78-050331. Копия означенного уведомления вручена генеральному директору Общества 15.01.2008 г.
Представленными в апелляционный суд декларациями о розничной продаже алкогольной продукции за 2 и 3 кварталы 2007 подтверждается их принятие Санкт-Петербургским государственным учреждением "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" 18.01.2008 и 21.01.2008 соответственно.
Дополнительно Обществом также представлены декларации за 4 квартал 2007, принятые ЦКК 18.01.2008.
В соответствии с пунктом 2 статьи 268 АПК РФ по ходатайству подателя жалобы вышеперечисленные декларации приобщены к материалам дела, поскольку у Общества отсутствовала возможность их представления в суд первой инстанции.
Материалами дела подтверждается, что определением суда от 28.01.2008, полученным Обществом 09.02.2008, на 11 час. 50 мин. 04.03.2008 было назначено предварительное судебное заседание. Как видно из протокола от 04.03.2008 представитель Общества в судебное заседание не явился. Суд первой инстанции, не известив Общество о времени и месте судебного разбирательства по существу спора, проведя предварительное судебное заседание в отсутствие ответчика, перешел к рассмотрению спора по существу и объявил резолютивную часть решения, что, по мнению апелляционной коллегии, является нарушением требований статей 8 и 9 АПК РФ.
Проанализировал в совокупности обстоятельства дела и имеющиеся в нем доказательства, в т.ч. устранение Обществом нарушений, суд апелляционной инстанции исходит из того, что применение к Обществу в данном случае такой меры, как аннулирование лицензии, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, а также не является необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации; данное нарушение срока представления деклараций не повлекло за собой занижение либо неуплату налога, либо причинение иного ущерба бюджету.
В связи с удовлетворение апелляционной жалобы, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей, уплаченная квитанцией от 20.03.2008, подлежит возврату плательщику.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 статьи 270, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2008 по делу N А56-3021/2008 отменить.
В удовлетворении заявления Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли об аннулировании у ООО "Агат" лицензии N 00081/2007 от 25.01.2007 бланк серии ЛП СПб N 78-050331 на розничную продажу алкогольной продукции отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Т.И. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3021/2008
Истец: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
Ответчик: ООО "АГАТ"