г. Санкт-Петербург
05 мая 2008 г. |
Дело N А56-51135/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3702/2008) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2008 по делу N А56-51135/2007 (судья О.А. Алешкевич), принятое
по заявлению ОАО " Петролеспорт"
к Балтийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: А.А. Новосад, дов. N 29 от 23.01.2008
от ответчика: Д.В. Екимова, дов. N 04-19/1064 от 29.12.2007
установил:
Открытое акционерное общество "Петролеспорт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни (далее - Таможня, административный орган) от 15.11.2007 N 10216000-1825/2007, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решение суда от 26.02.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда отменить, считая, что оно вынесено с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, из совокупности документов и сведений, полученных в ходе административного расследования, следует, что деяние Общества, выразившееся в выдаче товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, без разрешения таможенного органа, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.08.2007 сотрудником таможенного органа проведен осмотр помещений (территорий) склада временного хранения Общества (далее - СВХ), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Гладкий остров, д. 1, в ходе которого установлено отсутствие контейнера N OOLU 7196546, прибывшего 12.11.2006 по коносаменту N OOLU N2001305020 и помещенного согласно отчету ДО1 N 644 от 13.11.2006 на СВХ.
В соответствии с коносаментом в контейнере находился товар - сухая молочная сыворотка сладкая, общим весом брутто - 25350 кг, получатель не номинирован, уведомляемая сторона - ЗАО "МСТ Шиппинг Сервис" (Санкт-Петербург).
Согласно отчету ДО2 N 10856 от 20.11.2006 указанный контейнер 19.11.2006 был выдан представителю получателя на основании ГТД N 10216080/191106/0146125, доверенности от ООО "Веста" и ордера ООО "OOCL (Раша) Лимитед".
Таможней установлено, что согласно программного продукта КАС АИСТ РТ-21 программное средства "Анализ информации" по вышеозначенной ГТД оформлялся другой товар; проверка по номеру контейнера показала, что указанный контейнер в период прихода и выдачи товара ни по каким другим декларациям не оформлялся.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, выразившегося в выдаче товаров, находящихся на временном хранении, без разрешения таможенного органа, Таможня вынесла определение от 20.08.2007 N 10216000-1825/2007 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
01.11.2007 в отсутствие законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 10216000-1825/2007, а 15.11.2007 вынесено постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, апелляционная инстанция не находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78), помещены на склад временного хранения (глава 12), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (глава 10).
В соответствии с частью 2 статьи 77 ТК РФ с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении.
Согласно статье 99 ТК РФ временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.
В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 112 Таможенного кодекса Российской Федерации обеспечение сохранности товаров, находящихся на временном хранении, и невозможности доступа посторонних лиц к товарам является обязанностью владельца склада временного хранения.
За выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 26 Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом ГТК РФ от 03.09.2003 г. N 958 "Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров", выдача товаров с СВХ осуществляется, в том числе, в случае выпуска товаров в соответствии с определенным таможенным режимом.
Письмом от 07.06.2007 г. N 01-18/21332 ФТС РФ установил, что отметкой таможенного органа, свидетельствующей о разрешении выпуска товаров, является штамп "Выпуск разрешен" с проставлением даты, подписи и личной номерной печати должностного лица таможенного органа. Следовательно, основанием для выдачи товаров со склада является наличие на товаротранспортных документах штампа "Выпуск разрешен".
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, и Таможней не отрицается, что выдача товара с СВХ произведена на основании складских оригиналов коносаментов с оригинальным штампом Таможни "Выпуск разрешен", оригинальной личной номерной печатью сотрудника Таможни, прописным указанием номера ГТД, по которой оформлен коносамент, и других необходимых документов.
Факт того, что оттиски штампа "Выпуск разрешен" и личной номерной печати N 497 на коносаменте N OOLU N2001305020 не соответствует оттискам, выполненным оригинальным штампом "Выпуск разрешен" и личной номерной печати N 497 Таможни, установлен таможенным органом в ходе проведения административного расследования и подтверждается заключением эксперта N 962/02-2007 от 15.10.2007. Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Таможней уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 188 и частью 2 статьи 194 УК РФ.
Поскольку таможенным законодательством не предусмотрена обязанность владельцев СВХ проверять представленные ГТД дополнительными средствами идентификации подлинности подписей и печатей, кроме визуального контроля, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Кроме того, апелляционная коллегия считает, что при назначении идентификационной экспертизы таможня в нарушение части 4 статьи 26.4 КоАП РФ до проведения экспертизы не направила Обществу определение о ее назначении. Таким образом, до проведения экспертизы лицо, привлекаемое к административной ответственности, не могло реализовать свои процессуальные права (отвод эксперта, постановку перед ним вопросов, требующих специальных познаний, и пр.), предусмотренные статьей 26.4 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Балтийской таможни.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2008 по делу N А56-51135/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51135/2007
Истец: ОАО " Петролеспорт"
Ответчик: Балтийская таможня