г. Санкт-Петербург
08 мая 2008 г. |
Дело N А26-6062/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей И.Г.Медведевой, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2193/2008) Сосновецкого муниципального торгового предприятия муниципального образования "Беломорский район" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.11.2007 по делу N А26-6062/2007 (судья К.И. Мещерякова), принятое
по заявлению Сосновецкого муниципального торгового предприятия муниципального образования "Беломорский район"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явились- извещены(уведомление N 33453,33454)
от ответчика: не явились- извещены(уведомление N 33455)
установил:
Сосновецкое муниципальное торговое предприятие муниципального образования "Беломорский район" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления N 53 от 26.09.2007г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия о привлечении предприятия к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением предприятия к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Сосновецкое муниципальное торговое предприятие муниципального образования "Беломорский район" направило в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу , в которой просило решение суда отменить и прекратить производство по делу. В апелляционной жалобе указано на неправильную квалификацию правонарушения , выразившегося в ненадлежащем оформлении в момент проверки раздела "Б" справки к ТТН, по мнению предприятия, данное правонарушение необходимо квалифицировать по ч.2 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях .
Представители сторон в судебное заседание не явились , о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании поручения N 845 от 13.09.2007г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия проведена проверка соблюдения Сосновецким муниципальным торговым предприятием муниципального образования "Беломорский район" законности оборота и соблюдения правил розничной торговли алкогольной продукцией в магазине, принадлежащем предприятию и расположенном по адресу: Беломорский район, п. Сосновец, улица Кирова, дом 33.
В ходе проверки выявлено, что в магазине розничная продажа алкогольной продукции в количестве 14 бутылок водки "Северный олень" и 1 бутылки вина крепкого белого "Портвейн 777" осуществляется с незаполненным разделом "Б" справки к товарно- транспортной накладной ( отсутствует подпись ответственного лица и печать организации).
По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 00282 от 13.09.2007г. , протокол об административном правонарушении N 65 от 14.09.2007г. на основании которого 26.09.2007г.. вынесено постановление N 53 о привлечении Сосновецкого муниципального торгового предприятия муниципального образования "Беломорский район" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Сосновецкое МТПМО "Беломорский район" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая предприятию в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления налогового органа, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, однако неправильно применил нормы материального права, ошибочно указав на наличие в действиях общества состава, вменяемого ему правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) товарно-транспортная накладная, а также справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), относятся к числу сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции.
Согласно пункту 2 названной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, установлен пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: с сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Пунктом 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Справки, прилагаемые к ТТН и ГТД, должны быть заполнены в соответствии с Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 (далее - Правила N 1 заполнения справки), и Правилами заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 (далее - Правила N 2 заполнения справки).
Согласно пунктам 2, 5 Правил N 1 заполнения справки последняя заполняется в соответствии с данными ТТН при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Согласно пункту 6 Правил N 2 заполнения справки ее раздел "Б" заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением правил, упомянутых в частях 1, 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проанализировав вышеназванные нормы, апелляционный суд сделал следующие выводы, что ненадлежащее оформление организацией - покупателем алкогольной продукции правой части раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной не образует объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях , поскольку административная ответственность по названной статье наступает за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, кроме перечисленных в части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях .
Налоговым органом не доказано и судом не установлено, что предприятием допущено нарушение иных правил продажи алкогольной продукции.
Названное нарушение не образует состава правонарушения и по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях , поскольку один лишь факт ненадлежащего оформления обществом правой части раздела "Б" справки к ТТН не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции.
Таким образом, ненадлежащее оформление предприятием правой части раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной не образует объективной стороны составов правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях .
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008 N 13646/07 по делу N А54-754/2007-С18.
Материалами дела подтверждается, что в магазине, принадлежащем предприятию, на момент проверки осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции с незаполненным разделом "Б" справки к товарно- транспортной накладной (отсутствует подпись ответственного лица и печать организации). Факт ненадлежащего оформления на момент проверки данных документов установлен судом, подтвержден материалами дела: актом проверки N 00282 от 13.09.2007г. (л.д.7), протоколом об административном правонарушении N 65 от 14.09.2007г. (лд.13-14), объяснениями заведующей склада (лд.12) и обществом не оспаривается. Надлежащим образом оформленные документы были представлены в налоговый органом после проведения проверки. Нарушение обществом иных правил продажи алкогольной продукции налоговым органом не установлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что налоговый орган не доказал наличие в действиях предприятия состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях , что согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 этого Кодекса исключает производство по делу об административном правонарушении, а в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.11.2007г. по делу А26-6062/207 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия N 53 от 26.09.2007г. о привлечении Сосновецкого муниципального торгового предприятия муниципального образования "Беломорский район" к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6062/2007
Истец: Сосновецкое муниципальное торговое предприятие муниципального образования "Беломорский район", Сосновецкое МТП МО "Беломорский муниципальный район"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-700/2008