г. Санкт-Петербург
28 мая 2008 г. |
Дело N А56-27801/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.А.Шульга
судей Г.В.Борисовой, И.Б.Лопато
при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3347/2008) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 января 2008 года по делу N А56-27801/2007 (судья Д.Ю.Боровлев), принятое
по заявлению ООО "АНРИ Центр"
к Выборгской таможне
о признании незаконными решений
при участии:
от заявителя: представитель С.В.Семенов доверенность N 5/п от 04.02.2008 года, генеральный директор О.Н.Захарова паспорт решение N 13 от 01.11.2006 года
от заинтересованного лица: представитель В.В.Ногаев доверенность N 05-01/6506 от 08.04.2008 года, представитель Г.Н.Турбенева доверенность N 05-01/6501 от 08.04.2008 года, представитель И.К.Сандомирская доверенность N 05-01/4118 от 11.03.2008 года, представитель Н.Г.Волынский доверенность N 05-01/143 от 10.01.2008 года, представитель О.Г.Ясногородская доверенность N 05-01/4251 от 09.04.2008 года, представитель В.И.Романюк доверенность N 05-01/8960 от 20.05.2008 года, представитель В.А.Дорофеев доверенность N 05-01/6503 от 08.04.2008 года, представитель А.В.Жихарева доверенность N 05-01/6510 от 08.04.2008 года
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АНРИ Центр" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Выборгской таможни (далее - таможенный орган) о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД N 10206000/11-04-17/136 от 11.07.2007 и N 10206000/11-04-17/153 от 12.07.2007 незаконными.
Определением от 10 октября 2007 года суд объединил дела N А56-27801/2007 и N А56-27804/2007 в одно производство, присвоив объединенному делу NА56-27801/2007.
Решением от 23 января 2008 года суд признал незаконными решения Выборгской таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России от 11.07.2007 N 10206000/11-04-17/136 и от 12.07.2007 N 10206000/11-04-17/153.
Выборгская таможня заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, оставить заявление ООО "АНРИ Центр" без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган заявил о своем несогласии с решением суда.
По мнению таможенного органа, судом неправомерно не принято в качестве доказательств нарушения Обществом правил классификации товара заключения ЦЭКТУ ЭКС N 241/03-2007 и N 309/03-2007 на том основании, что Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии за период с 01.03.2006 по 10.05.2007 проведена проверка, по результатам которой Комиссией рекомендовано приостановить деятельность испытательного центра ЭКС в части испытания нефтепродуктов до устранения недостатков.
Испытательный центр является самостоятельным структурным подразделением созданным на базе ЭКС ЦЭКТУ с целью проведения испытаний, идентификации и оценки качества продукции, заявленной в области аккредитации. Экспертизы, проведенные ЭКС ЦЭКТУ по настоящему делу, Испытательным центром не проводились, о чем дополнительно свидетельствуют пункты 1,3,9 Акта инспекционной проверки Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Утверждение заявителя о том, что заключения вышеуказанного экспертного учреждения не имеют юридической силы, так как ЦЭКТУ ЭКС не имеет аккредитации на проведение испытаний по методам АСТМ, является неправомерным, поскольку аккредитация является обязательным условием только для аналитических лабораторий, выполняющих испытания продукции для целей сертификации (подтверждения соответствия). Экспертно-криминалистические службы - региональные филиалы ЦЭКТУ, не проводящие исследования (испытания) и измерения продукции для целей сертификации, могут добровольно проходить процедуру аттестации или аккредитации в любой из существующих в Российской Федерации систем аккредитации, при этом наличие или отсутствие аттестата или аккредитации не является поводом для признания полученных результатов недействительными. При проведении испытаний нефтепродуктов в целях таможенного оформления и контроля в экспертно-криминалистической службе - Региональном филиале г. СПб ЦЭКТУ ФТС используются проверенные средства измерений и аттестованное испытательное оборудование, испытания проводятся в соответствии с методиками выполнения измерений.
Суд неправомерно основывает свое решение на акте экспертизы от 01.03.07 N 154-06-001659-07 Ленинградской областной Торгово-Промышленной палаты, поскольку экспертное заключение принято с нарушением действующего законодательства, так как содержит выводы выходящие за рамки компетенции эксперта. К тому же, судом не оценены вопросы и задачи, поставленные перед экспертом.
Представленные ООО "АНРИ Центр" техническая экспертиза ОАО "ВНИИ НП", экспертиза 25 ГосНИИ также не могут служить допустимыми доказательствами по настоящему делу в силу нарушения требований ГОСТов и неустранимых противоречий в их содержании.
В дополнениях к апелляционной жалобе таможенный орган ссылается на химико-документальную экспертизу, проведенную в рамках производства по уголовному делу N 581206, по результатам которой составлено заключение от 27.03.2008 года, имеющее, по утверждению таможенного органа, непосредственное отношение к настоящему делу, поскольку предметом исследования по нему являлись в том числе и документы, послужившие основанием для принятия классификационного решения.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы апелляционной жалобы.
ООО "АНРИ Центр" возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, указав, что заключение от 27.03.2008 года не может рассматриваться в качестве доказательства по данному, т.к. предметом исследования этой экспертизы являлись документы, а не образцы товара.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 04.02.2007 по 09.02.2007 на железнодорожную станцию "Бусловская" Октябрьской железной дороги ЖДПП Лужайка прибыли грузовые поезда N 2011, 2017. 2047, следующие из России в Финляндию, в составе которых находились вагоны-цистерны N 72307002, 73910887, 72278229. 73304420, 74904913, 72440555, 73607251, 74882549, 73669236, 73207334, 73457186, 72272875, 72047491, 73154544, 73577405, 72677701, 72556301, 72270143, 72188204, 74061698, 74067935, 73639627, 73199317, 73310955, 73150732, 73460586, 73380263, 73680076, 72654882, 72255409, 73295370, 73523276, 73497786, 72233240, 73915951, 74909730, 73966558, 72496342, 73328361, 73351678, 73479537, 74143124, 73585374, 74710559, 73246886, 73666976, 73635021, 73402075, 74148164, 73904906, 73174203, 73515041, 73381907, 74935941, 74864364, 73966343, 73472136, 74814583, 75037267, 73410029, 72229776, 75021410, 75016881, 73388175, 73512238, 74059759, 73425621, 73647323, 75017061, 73254005, 75072322, 73603664 и 73425027. В указанных вагонах-цистернах перевозился товар - "топливо жидкое газонефтеконденсатное композитное, предназначенное для специфических процессов переработки, последующего глубокого технического передела, ТУ 0271-005-41196185-2005".
Вышеназванный товар был оформлен по грузовым таможенным декларациям N 10210130/010207/0001278, 10210130/010207/0001299, в которых Общество указало код Товарной номенклатуры Внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) - 2710 19 510 00.
В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом были приняты решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности от 11.07.2007 N 10206000/11-04-17/136 и от 12.07.2007 N 10206000/11-04-17/153. Товар, вывозимый по указанным грузовым таможенным декларациям, поименован как нефть сырая, и классифицирован по коду ТН ВЭД 2709 00 900 0.
Основанием для принятия решений о классификации товара послужили заключения экспертов экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербурга N N 241/03-2007 от 27.02.2007. 261/03-2007 от 06.03.2007, 675//03-2007 от 14.05.2007, с 509/03-2007 по 518/03-2007 от 25.04.2007, с 519/03-2007 по 528/03-2007 от 14.05.2007, с 529/03-2007 по 542/03-2007 от 25.05.2007, 309/03-2007 от 06.03.2007, 310/03-2007-319/03-2007 от 27.03.2007, 320//03-2007-324/03-2007 от 30.03.2007, 325/03-2007-344/03-2007 от 06.04.2007.
ООО "АНРИ Центр" не согласилось с классификационными решениями таможенного органа и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу Выборгской таможни не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы уполномочены классифицировать товары по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе осуществлять классификацию товаров. Решения таможенного органа о классификации товара являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такое решение в соответствии с главой 7 настоящего Кодекса.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006г. N 718 "Таможенный тариф Российской Федерации", правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (основными) правилами интерпритации товарных позиций (ОПИ ТН ВЭД).
Согласно Правилу 1 Основных правил интерпритации ТН ВЭД классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.
В товарную подсубпозицию 270900900 включаются сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, в товарную подсубпозицию 2710195100 включены нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные продукты.
Таможенный орган, принимая решения и классификации товара в товарной подсубпозиции ТН ВЭД России 2709009000, руководствовался заключениями Экспертно-криминалистической службы - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург (далее - ЭКС).
Проверкой испытательного центра ЭКС ЦЭКТУ, проведенной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии за период с 01.03.2006г. по 10.05.2007г., деятельность испытательного центра признана неудовлетворительной в части проведения испытаний нефтепродуктов и действие аттестата аккредитации рег. N РОСС RU.0001.21АЯ56 в той области приостановлено (том 6 л.д.4-12).
Таким образом, судом первой инстанции правомерно не принято в качестве доказательств нарушения Обществом правил классификации товара заключения ЦЭКТУ ЭКС.
Как следует из материалов дела, одновременно с отбором проб для проведения экспертизы таможенным органом, с разрешения таможенного органа из тех же вагонов при участии сотрудников таможенного органа, сотрудниками компании "Петролиум Аналистс" были отобраны образцы товара.
Указанные пробы были исследованы испытательными лабораториями - ИЦ "Сейболт" ЗАО "Петролиум Аналистс" и ИЛ "СЖС Восток Лимитед".Протоколы испытаний представлены в материалы дела (л.д.176-177 т.1; л.д. 169, 175 т.2).
Из актов экспертиз от 28.03.2007г. N 154-06-001658-07, N 154-06-001661-07 (л.д. 162-168 т.1, 170-175 т.2), проведенными Ленинградской областной торгово-промышленной палатой на основании представленных протоколов испытаний, следует, что экспортируемый Обществом товар представляет собой топливо жидкое газонефтеконденсатное композитное, применяется как исходный продукт для последующего глубокого технологического каталитического передела.
Данное описание товара соответствует коду ТН ВЭД России 2710195100.
В Технической экспертизе ОАО "ВНИИ НП" от 20.03.07г. (л.д.19-27 т.6) указано, что топливо жидкое газонефтеконденсатное композитное производства ООО "АНРИ Центр" по ТУ 0271-005-41196185-2005, является смесью двух компонентов: первый компонент является легким газовым конденсатом с высоким содержанием газов, второй компонент смешения - тяжелая фракция нефти, характерная для мазута.
Таможенный орган, ссылаясь на нарушение ГОСТа 2517-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб и образцов" по названной экспертизе не указывает, каким образом несвоевременное составление объединенной пробы могло повлиять на выводы эксперта.
Согласно Техническим условиям топлива жидкого газонефтеконденсатного композитного, ТУ 0271-005-41196185-2005 (л.д.196-220 т.4), топливо применяется как энергетическое топливо в различных передвижных и стационарных теплоэнергетических установках, как исходный продукт для его последующего глубокого технологического каталитического передела, как технологический растворитель нефтебитумов и нефтеполимерных смол.
Актом экспертизы автономной некоммерческой организации "Союзэкспертиза" Торгово-Промышленной палаты Российской Федерации от 16.05.07 N 006-05-00433 (л.д. 81-81 т.6) установлено, что топливо жидкое газонефтеконденсатное композитное применяется как исходный продукт для последующего глубокого технологического каталитического передела.
Представленные в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что спорный товар представляет собой продукт, полученный в процессе смешения углеводородных компонентов и тяжелых дистиллятов, соотношения которых задаются потребителем и оговариваются заказчиком в зависимости от основных показателей газового конденсата, является продуктом переработки нефти с добавлением других компонентов, а не нефтью сырой и не может быть отнесено к непосредственно добытому природному продукту. Следовательно, экспортируемый по ГТД N 10210130/010207/0001278 и N 10210130/010207/0001299 товар не может быть включен в товарную позицию 2709, поскольку, к данной товарной позиции относятся только природные продукты, в том числе газовые конденсаты, получаемые при стабилизации природного газа, осуществляемой непосредственно после его добычи.
Таможенный орган, утверждая, что все представленные Обществом экспертные заключения противоречивы и не доказывают, что спорный товар не является сырой нефтью, не представил надлежащего экспертного заключения, опровергающего выводы независимых экспертов и не доказал невозможность классификации товара - "топливо жидкое газонефтеконденсатное композитное, предназначенное для специфических процессов переработки, последующего глубокого передела ТУ 0271-005-41196185-2005" по коду ТН ВЭД 2710195100.
Довод таможенного органа, изложенный в апелляционной жалобе о том, что при определении классификации товара по коду ТН ВЭД 2709 должно применяться правило 2 "б" ОПИ ТН ВЭД России, согласно которому любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами признана апелляционной инстанцией ошибочной и противоречащей решениям о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД N 10206000/11-04-17/136 от 11.07.2007г. и N 10206000/11-04-17/153 от 12.07.2007г., в пункте 8 которых в качестве обоснования выдачи решения указаны Правила ОПИ ТН ВЭД 1 и 6.
Как следует из положения III пояснений к Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД России, вторая часть данного Правила говорит о том, что классификацию следует проводить:
а) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и
б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.
Из изложенного следует, что наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара. Это означает, что в примечаниях ставится условие, что к определенным товарным позициям относятся только определенные товары. Следовательно, эти товарные позиции не могут быть расширены с целью включения в них товаров, которые иначе могли бы попасть в них в соответствии с Правилом 2 "б".
В пояснениях к правилу 2 "б" установлено, что готовые смеси, описанные как таковые в примечаниях к разделам или группам или в товарной позиции, следует классифицировать в соответствии с Правилом 1.
Так в примечаниях к товарной позиции 2710 указано, что в данную позицию включаются как нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, так и нефть и нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, получаемых любым способом, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
В пунктах "г" и "е" части 2 дополнительных примечаний к группе 27 указано, что термин "топлива жидкие" (подсубпозиция - 2710 19 510 0) означает тяжелые дистилляты, которые представляют собой нефтяные фракции и другие нефтепродукты, менее 65 % которых перегоняются при температуре 250 С по методу ASTM 86, или фракции, процент перегонки которых при температуре 250 С не может быть определен данным методом.
Согласно вышеперечисленным экспертным заключениям, исследуемый продукт представляет собой топливо жидкое, и может быть отнесен к тяжелым дистиллятам, так как менее 65% нефтепродукта перегоняется ниже температуры 250 С.
Из текста товарной позиции 2709 следует, что к данной позиции могут быть отнесены только природные нефтепродукты и газовые конденсаты, получаемые непосредственно после добычи природного газа. Отнесение к данной товарной позиции смеси из природных продуктов и продуктов переработки, которая описана в товарной позиции 2710, не допустимо в силу вышеуказанных правил интерпретации и пояснений к ним.
В рамках уголовного дела N 581206 проведена экспертиза от 26 июля 2007 г. в ФГУП "25 Государственный научно-исследовательский институт" Минобороны РФ, результаты которой подтверждают выводы экспертов Торгово-промышленной палаты и ОАО "ВНИИ НП" о товаре и его коде ТН ВЭД (л.д.192-247 т.6).
Выводы представленного таможенным органом в дополнениях к апелляционной жалобе заключения комплексной химико-документальной экспертизы по уголовному делу N 581206 от 27 марта 2008 г. основаны не на исследовании спорного товара, а на анализе материалов по уголовному делу.
В соответствии со статьей 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении экспертов, проводивших комплексную экспертизу, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.
Аналогичное требование к производству комиссионной экспертизы установлено в статье 21 Федерального закона N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а именно: в составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт, независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний.
Заключение комплексной химико-документальной экспертизы от 27 марта 2008 года не соответствует указанным требованиям, следовательно, оно не является надлежащим доказательством по данному делу.
Ссылка таможенного органа на ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", как на основание для признания спорного товара нефтью сырой, является ошибочной. В статье 1 указанного ГОСТа установлено, что настоящий стандарт распространяется на нефти, подготовленные нефтегазодобывающими и газодобывающими предприятиями к транспортированию по магистральным нефтепроводам, наливным транспортом для поставки потребителям РФ и на экспорт. Термин - "нефть сырая", приведенный в статье 3 названного ГОСТа, исключен приказом Ростехрегулирования от 16.08.05 N 212-ст. Поскольку физико-химические показатели добываемого природного продукта зависят от конкретных месторождений, то для нефти сырой не может быть установлено конкретных показателей и норм в соответствии с ГОСТом.
Само по себе соответствие производимого Обществом топлива жидкого газонефтеконденсатного показателям ГОСТ Р 51858-202 не свидетельствует о том, что спорный товар является непосредственно добытым природным продуктом, не подвергшимся достаточному процессу обработки.
Суд первой инстанции оценил представленные доказательства и принял решение в соответствии с нормами материального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда и отмены решения.
Расходы по оплате государственной пошлины суд относит на Выборгскую таможню.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 января 2008 года по делу N А56-27801/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27801/2007
Истец: ООО "АНРИ Центр"
Ответчик: Выборгская таможня
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9676/14
03.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1257/09
18.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1257/09
23.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7511/08
09.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18670/13
31.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7511/2008
17.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-27801/2007
20.08.2008 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-27801/2007
28.05.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3486/2008