г. Санкт-Петербург
06 июня 2008 г. |
Дело N А26-1267/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Г.В.Борисовой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4274/2008) ООО "Техно-Ресурс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.03.2008 по делу N А26-1267/2008 (судья Мещерякова К.И.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Техно-ресурс"
к Министерству экономического развития Республики Карелия
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника):предст. Черечукина Т.В. - доверенность от 05.05.2008
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Техно-ресурс" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Министерства экономического развития Республики Карелия (далее Министерство, административный орган) N 6-2008 от 21.02.2008 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением от 25 марта 2008 года в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции посчитал доказанным в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, а именно: самовольном установлении стоимости проезда по установленному с Администрацией города Петрозаводска маршруту в размере 12 рублей.
Не согласившись с решением суда, Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение от 25.03.2008, как вынесенное с неправильным применением норм материального права. Податель жалобы считает, что порядок формирования цены за перевозку пассажиров на территории Республики Карелия на сегодняшний день нормативно-правовым актом не установлен.
Представители Общества, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство доводы жалобы отклонило по основаниям, изложенным в отзыве, подержанным представителем в судебном заседании, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ООО "Техно-ресурс" - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Петрозаводска проведена проверка соблюдения ООО "Техно-ресурс" законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) на услуги общественного транспорта.
В ходе проверки установлено, что ООО "Техно-ресурс" на основании выданной Карельским республиканским отделением Ространсиниспекции лицензии N АСС-10-226088 и в соответствии с расписанием движения автобусов городского сообщения, согласованного Администрацией города Петрозаводска, осуществляет деятельность в сфере оказания услуг общественного транспорта по маршруту городского сообщения N 47.
По результатам проведенной прокуратурой г. Петрозаводска проверки выявлено, что Общество самовольно с 17.12.2007 установило стоимость проезда в размере 12 рублей. Администрацией города Петрозаводска стоимость проезда на маршруте городского сообщения N 47 не устанавливалась. По факту незаконного установления тарифов на услуги общественного транспорта и взимания платы за проезд на городском маршруте N 47 в размере 12 рублей за одну поездку в отношении ООО "Техно-ресурс" 30.01.2008 прокурором города Петрозаводска вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
04.02.2008 указанное постановление прокурором направлено для рассмотрения по подведомственности в Министерство экономического развития республики Карелия.
21.02.2008 Министерством экономического развития Республики Карелия вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 6-2008, которым ООО "Техно-ресурс" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности и наложения штрафа Министерство экономического развития Республики Карелия указало на нарушение Обществом действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), выразившееся в неправомерном установлении и взимании платы за проезд в размере 12 рублей.
Не согласившись с постановлением Министерства экономического развития Республики Карелия, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Министерства экономического развития Республики Карелия, апелляционный суд признал жалобу Общества подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет административную ответственность.
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется применение неправомерного установления и взимания платы за проезд в размере 12 рублей за одну поездку на автобусном маршруте N 47.
Согласно статье 1 Закона Республики Карелия от 26.12.1995 N 221 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями РК по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг" полномочиями по регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Статьей 3 указанного закона регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении осуществляется путем установления фиксированных розничных цен (тарифов).
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что установление размера провозной платы на городском общественном транспорте входит в компетенцию органа местного самоуправления.
В постановлении административного органа указано, что тариф на перевозку пассажиров на регулярных городских маршрутах не установлен. Административным органом также не представлен нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок ценообразования в городе Петрозаводске, нарушение которого вменяется Обществу.
Как пояснил представитель Министерства в судебном заседании, такой порядок на сегодняшний день органом местного самоуправления города Петрозаводска не разработан и не принят.
При отсутствии нормативно установленных тарифов, а также порядка ценообразования, общество вынуждено было самостоятельно установить стоимость проезда за одну перевозку в размере 12 рублей, так как неисполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по установлению тарифов могло привести к приостановлению предпринимательской деятельности общества, осуществляемой на свой страх и риск. Кроме того, жители города Петрозаводска могли быть лишены на этот период возможности осуществлять поездки в городском маршрутном транспорте по установленным Администрацией города маршрутам, так как тарифы на перевозку не были установлены ни одной осуществляющей данную деятельность организации (порядка 14 организаций), что подтверждается письмом заместителя главы администрации от 25.01.2008 N 5.4-15-34 (л.д. 40).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд не усматривает в действиях Общества вины в инкриминируемом ему правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим применение мер административной ответственности.
Непредставление Обществом расчетов себестоимости проезда, на которое ссылается административный орган, не образует состава рассматриваемого административного правонарушения, так как на законодательном уровне порядок ценообразования, содержащий такое требование, не установлен.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, сделаны при неправильном толковании и применении норм материального права, что является основанием для его отмены.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная жалобы Общества подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление Министерства экономического развития Республике Карелия от 21.02.2008 N 6-2008 признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.03.2008 по делу N А26-1267/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства экономического развития Республики Карелия от 21.02.2008 N 6-2008 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Техно-ресурс" к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1267/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Техно-ресурс"
Ответчик: Министерство экономического развития Республики Карелия