г. Санкт-Петербург
20 июня 2008 г. |
Дело N А56-48124/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5097/2008 ) (заявление) ФГУП "Полет" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2008 по делу N А56-48124/2007 (судья В. В. Мирошниченко), принятое
по иску (заявлению) ФГУП "Полет" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"
к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10
о признании незаконными действий
при участии:
от истца (заявителя): Дементьев А. Э. (доверенность от 23.04.2008 N 14/043)
от ответчика (должника): Гнатенко В. В. (доверенность от 13.03.2008 N 61-08-09/0004986); Одякова Е. А. (доверенность от 17.07.2007 N 61-08-04/000166)
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Полет" (далее ФГУП "ПО "Полет") обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями о признании незаконными действий Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10 (далее налоговый орган, инспекция), выразившихся в отказе в принятии к реструктуризации сумм недоимки и пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемым в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением от 23.01.2008 дела N А56-48124/2007 и N А56-1668/2008 объединены в одно производство и объединенному делу присвоен N А56-48124/2007. Определением от 23.01.2008 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена процессуальная замена заявителя ФГУП "ПО "Полет" на Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (далее - заявитель, Предприятие) в связи с реорганизацией.
Решением от 27.03.2008 суд отказал Предприятию в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 501 "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Полет" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами" (далее - Постановление Правительства от 10.08.2007 N 501) регулирует вопросы реструктуризации задолженности по ЕСН и соответствующих сумм пени по ЕСН исключительно в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решения суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует их материалов дела, в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" утвержден перечень стратегических предприятий Российской Федерации.
В целях стабилизации экономического положения стратегических предприятий Постановлением Правительства РФ от 18.10.2005 N 646-60 "О порядке реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами" (далее - Постановление Правительства от 18.10.2005 N646-60) предусмотрено проведение реструктуризации задолженности стратегических предприятий перед федеральным бюджетом и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами.
Во исполнение Постановления Правительства от 18.10.2005 N 646-60 Предприятие представило в Инспекцию заявление от 22.10.2007 и графики погашения задолженности по ЕСН, зачисляемой в Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, а также сумм пени по ЕСН в вышеуказанные фонды.
Письмами от 11.10.2007 исх. N 61-14-03/002889 и от 27.11.2007 исх. N 61-14-03/005759 Инспекция отказала Предприятию в согласовании Графиков реструктуризации задолженности по ЕСН, зачисляемой в Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, а также сумм пени по ЕСН в вышеуказанные фонды.
При этом, Инспекция сослалась на разъяснение Федеральной налоговой службы от 25.09.2007 N 19-4-07/000045 дсп, согласно которому исходя из положений постановления Правительства от 10.08.2007 N 501, в сумму реструктурируемой задолженности включается сумма задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, а сумма задолженности по ЕСН, зачисляемому в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации, реструктуризации не подлежит, поскольку эти суммы не поступают в федеральный бюджет.
Посчитав действия Инспекции, выразившиеся в отказе в принятии к реструктуризации сумм недоимки и пени по ЕСН, зачисляемым в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации незаконными, Предприятие обратилось с заявлением в суд.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим обстоятельствам:
Согласно статье 191 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;
проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;
осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;
обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;
проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом;
осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры.
Судом первой инстанции установлено, что Предприятие включено в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р.
В развитие данной нормы статьей 134 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в установленном им порядке в целях предупреждения банкротства стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса и негативных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией неплатежеспособных организаций, проводит инвентаризацию финансового состояния организаций, имеющих неудовлетворительную структуру баланса и признаки банкротства, с последующей разработкой и принятием мер государственной поддержки этих организаций.
Согласно статье 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
В пункте 1 статьи 63 НК РФ указано, что органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 - 5 пункта 1 и пункта 2 статьи 63 НК РФ).
Из подпункта 5 пункта 1 статьи 63 НК РФ следует, что органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты единого социального налога, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Постановлением Правительства от 10.08.2007 N 501 Предприятию предоставлено право на реструктуризацию задолженности, в том числе и по страховым взносам перед государственными и внебюджетными фондами. Данное Постановление является нормативным актом, обязательным для исполнения Федеральной налоговой службой.
При таких обстоятельствах, действия Инспекции, выразившиеся в отказе в принятии к реструктуризации сумм недоимки и пени по ЕСН, зачисляемым в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации нарушают права и законные интересы Предприятия, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, а заявление Предприятия - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 п.2, 270 п.п.4 ч.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2008 по делу N А56-48124/2007 отменить.
Признать незаконными действия Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 по отказу Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" в принятии к реструктуризации сумм недоимки и пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" государственную пошлину в сумме 4 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" излишне уплаченную по платежному поручению от 29.10.2007 N 704 государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48124/2007
Истец: ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"
Ответчик: Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N10