Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 ноября 2008 г. N А56-48124/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 марта 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Абакумовой И.Д. и Морозовой Н.А.,
при участии представителя Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 - Гнатенко В.В. (доверенность от 04.08.2008 N 61-08-09/015487),
рассмотрев 24.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 по делу N А56-48124/2007 (судьи Зугрская М.Л., Протас Н.И., Третьякова Н.О.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Полет" (далее - далее ФГУП "ПО "Полет") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями о признании незаконными действий Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 (далее - Инспекция), выразившихся в отказе в принятии к реструктуризации сумм недоимки и пеней по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемым в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением от 23.01.2008 дела N А56-48124/2007 и N А56-1668/2008 объединены в одно производство и объединенному делу присвоен N А56-48124/2007.
Определением от 23.01.2008 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена заявителя - ФГУП "ПО "Полет" на Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (далее - Предприятие) в связи с реорганизацией.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2008 Предприятию отказано в удовлетворении заявления. Суд сделал вывод о том, что постановлена Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 501 "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Полет" по налогам, сборам, начисленным пеням штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносами начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами (далее - Постановление Правительства от 10.08.2007 N 501) регулирует вопросы реструктуризации задолженности по ЕСН и соответствующих сумм пени по ЕСН исключительно в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Постановлением апелляционного суда от 20.06.2008 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2008 по делу N А56-48124/2007 отменено. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал незаконными действия Инспекции по отказу Предприятию в принятии к реструктуризации сумм недоимки и пеней по ЕСН, зачисляемому в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования Российской Федерации..
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление, считая правильным правовое обоснование, приведенное судом первой инстанции. Податель жалобы также ссылается на неправильное применение судом пункта 1 статьи 51 и пункта 4 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
ФГУП "ПО "Полет" включено в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р.
Статьей 134 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации в установленном им порядке в целях предупреждения банкротства стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса и негативных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией неплатежеспособных организаций, проводить инвентаризацию финансового состояния организаций, имеющих неудовлетворительную структуру баланса и признаки банкротства, с последующей разработкой и принятием мер государственной поддержки этих организаций.
В целях стабилизации экономического положения стратегических предприятий Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 N 646-40 "О порядке реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами" (далее - Постановление Правительства от 18.10.2005 N 646-40) предусмотрено проведение реструктуризации задолженности стратегических предприятий перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 501 подлежит реструктуризации задолженность Предприятия по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами, за исключением сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Предприятие 22.10.2007 представило в инспекцию графики погашения задолженности по ЕСН, в том числе по ЕСН в части, зачисляемой в фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также пеней по ЕСН в эти фонды.
Инспекция в письмах от 11.10.2007 исх. N 61-14-03/002889 и от 27.11.2007 исх. N 61-14-03/005759 отказала налогоплательщику в согласовании Графиков реструктуризации задолженности по ЕСН, зачисляемой в Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, а также сумм пени по ЕСН в вышеуказанные фонды. При этом налоговый орган сослался на разъяснение Федеральной налоговой службы от 25.09.2007 N 19-4-07/000045 дсп, согласно которому исходя из положений постановления Правительства от 10.08.2007 N 501, в сумму реструктурируемой задолженности включается сумма задолженности по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, а суммы задолженности по ЕСН, зачисляемому в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования Российской Федерации, реструктуризации не подлежит, поскольку эти суммы не поступают в федеральный бюджет.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод апелляционного суда о незаконности отказа Инспекции.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд правомерно сослался на положения статьи 191 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которой в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций предусмотрено право Правительства Российской Федерации организовывать проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности, обеспечивать проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
В соответствии со статьей 191 и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 501 подлежит реструктуризации задолженность Предприятия не только перед федеральным бюджетом, но и перед государственными внебюджетными фондами. Также следует отметить, что в постановлении N 501 указано, что исключению из сумм, подлежащих реструктуризации, подлежат только суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступающие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Полномочия Правительства относительно сумм, подлежащих реструктуризации, установлены статьей 63 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом из подпункта 5 пункта 1 статьи 63 Кодекса следует, что органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты ЕСН, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов; в связи с тем, что ЕСН уплачивается не только в федеральный бюджет, но и в государственные внебюджетные фонды, законодатель в подпункте 5 пункта 1 статьи 63 Налогового кодекса Российской Федерации установил, что решения об изменении сроков уплаты ЕСН принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 4 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации ЕСН является федеральным налогом. Определение понятия "налог" дано в пункте 1 статьи 8 Кодекса. Исходя из этого определения единый социальный налог, в том числе и в частях, которые направляются в государственные внебюджетные фонды, является формой отчуждения денежных средств налогоплательщика на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам не относится к порядку исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов, который предусмотрен статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку порядок и сроки погашения этой задолженности регулируются специальными нормами.
На основании системного толкования вышеприведенных норм суд кассационной инстанции считает неправомерной позицию Инспекции о разделении федерального налога (ЕСН) на две различные части, подлежащие или не подлежащие реструктуризации в зависимости от бюджета, в который они направляются.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 по делу N А56-48124/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
И.Д.Абакумова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2008 г. N А56-48124/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника