г. Санкт-Петербург
26 июня 2008 г. |
Дело N А56-9229/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.В. Жиляевой
судей Л.С. Копыловой, И.В. Масенковой
при ведении протокола судебного заседания: М.И. Иноземцевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4965/2008) ООО "Эльф"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.08 по делу N А56-9229/2008 (судья С.И. Несмиян), принятое
по иску ОАО" Северо-Западное пароходство"
к ООО "Эльф "
о взыскании 10 502 005 руб. путем обращения взыскания на удерживаемое имущество
при участии:
от истца: М.Б. Левченко по доверенности от 01.08.06.
от ответчика: С.Е. Сеноженского по доверенности от 16.04.08.
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западное пароходство" (далее - ОАО "СЗП") обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эльф" об удовлетворении денежного требования истца в сумме 10 502 005 рублей путем обращения взыскания на 2 000 000 кг удерживаемого на борту теплохода "Амур 2510" груза.
Решением суда от 03.04.08 иск удовлетворен. Определением суда от 01.04.08 в порядке статьи 182 АПК РФ решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе ООО "Эльф" просит решение суда от 03.04.08 отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ООО "Эльф" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "СЗП" просил обжалуемый ответчиком судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.12.07 ОАО "СЗП" и Компания Stevenson commerce LTD, B.V. I. заключили договор фрахтования судна, по условиям которого судовладелец - ОАО "СЗП" обязалось за обусловленную плату (фрахт) предоставить в пользование фрахтователю - компании Stevenson commerce LTD, B.V. I. судно - теплоход "Амур-2510" для перевозки грузов.
26.12.07 ОАО "СЗП" и Компания Swiss shipping and logistics LTD, B.V. I. заключили договор фрахтования судна, по условиям которого судовладелец - ОАО "СЗП" обязалось за обусловленную плату (фрахт) предоставить в пользование фрахтователю - компании Swiss shipping and logistics LTD, B.V.I. судно - теплоход "Авиаконструктор Поликарпов" для перевозки грузов.
По условиям обоих договоров перевозке подлежал цемент в биг-бегах на паллетах.
По контракту, заключенному с компанией Stevenson commerce LTD, B.V. I. местом погрузки груза являлся порт в Любеке, а по контракту, заключенному с компанией Swiss shipping and logistics LTD, B.V.I. местом погрузки груза являлся порт в Гамбурге.
ООО "Эльф" заключило договоры перевозки груза, по условиям которых 2 034 паллет портландцемента из порта погрузки - Любек на теплоходе "Амур 2510" и 2 158 паллет портландцемента из порта погрузки - Гамбург на теплоходе "Авиаконструктор Поликарпов" должны быть доставлены в порт выгрузки - Санкт-Петербург.
Факт заключения ООО "Эльф" договоров перевозки подтверждается представленными в материалы дела коносаментами (л.д.37, 41).
ОАО "СЗП", ссылаясь на то обстоятельство, что оказало ООО "Эльф" услуги по перевозке груза на теплоходе "Амур 2510", а оплаты за оказанные услуги не получило, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование исковых требований ОАО "СЗП" также сослалось на соглашение от 15.02.08, по условиям которого общество с ограниченной ответственностью "Строймодуль" приняло на себя обязательство оплатить Компании Swiss shipping and logistics LTD, B.V. I. и ОАО "СЗП" фрахт, демереж и другие расходы, связанные с грузом, прибывшим на теплоходе "Авиаконструктр Поликарпов" рейсом из Гамбурга в Санкт-Петербург.
Суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 160 КТМ РФ получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которых осуществлялась перевозка груза, в случае общей аварии обязан внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение.
Согласно пункту 2 статьи 160 КТМ РФ перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или представления обеспечения, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Таким образом, законодатель установил исключительное право перевозчика на удержание груза в обеспечение исполнения обязательств по оплате этого груза.
ОАО "СЗП" заявило требование об обращении взыскания на 2 000 000 кг удерживаемого на борту теплохода "Амур 2510" груза, полагая, что является перевозчиком данного груза.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что ОАО "СЗП", принадлежащие ему на праве собственности теплоходы "Амур 2510" и "Авиаконструктор Поликарпов" по договорам морской перевозки от 26.12.07 передало в аренду иностранным компаниям - Swiss shipping and logistics LTD, B.V. I. и Stevenson commerce LTD, B.V. I.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что наличие печати ОАО "СЗП" на коносаментах подтверждает тот факт, что услуги по перевозке оказывались ОАО "СЗП".
Апелляционный суд не согласен с доводами подателя жалобы, поскольку из коносаментов следует, что они подписываются капитаном судна или агентом.
В силу статей 217 и 206 КТМ РФ фрахтователь вправе самостоятельно осуществить комплектование экипажа и привлечь капитана, являющегося служащим ОАО "СЗП", а если судно зафрахтовано с экипажем, то капитан является служащим судовладельца. В связи с чем, не принимается во внимание довод подателя жалобы о том, что наличие печати судовладельца на коносаменте является доказательством того, что ОАО "СЗП" оказало ООО "Эльф" услуги по перевозке.
При таких обстоятельствах, истец не доказал, что является перевозчиком, а соответственно не доказал, что обладает правом на удержание груза в силу статьи 160 КТМ РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Заявление ООО "Эльф" о повороте исполнения судебного акта подлежит удовлетворению на основании пункта 1 статьи 326 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.08 отменить.
Принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Прекратить взыскание по отмененному судебному акту.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9229/2008
Истец: ОАО" Северо-Западное пароходство"
Ответчик: ООО "Эльф", ООО "Эльф "
Третье лицо: Федотову А.В.