г. Санкт-Петербург
25 августа 2008 г. |
Дело N А21-2197/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Петренко Т.И., Тимошенко А.С.
при ведении протокола судебного заседания: Трушиным В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7612/2008) Администрация городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07 июня 2008 года по делу N А21-2197/2008 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Октан-сервис"
к Администрации городского округа "Город Калининград"
о понуждении заключить договор
при участии:
от истца: Первухин В.А. - доверенность от 27.12.2007 б/н;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Октан-сервис" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Мэрии г.Калининграда (далее - ответчик, администрация), предъявив следующие требования:
1) Обязать Мэрию г.Калининграда провести работы по формированию земельного участка площадью 12,061 га в границах улиц Ст. сержанта Карташова - Каблукова - Ижорская - Новгородская в Октябрьском районе.
2) Обязать Мэрию г.Калининграда поставить земельный участок на государственный кадастровый учет в соответствии с правилами предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации.
3) Обязать Мэрию г.Калининграда принять решение о предоставлении земельного участка площадью 12,061 га в границах улиц Ст.сержанта Карташова - Каблукова - Ижорская - Новгородская в Октябрьском районе под строительство жилых домов с объектами социального, культурно - бытового и спортивно - оздоровительного назначения.
4) Обязать Мэрию г.Калининграда заключить договор аренды земельного участка площадью 12,061 га в границах улиц Ст.сержанта Карташова - Каблукова - Ижорская - Новгородская в Октябрьском районе для под строительство жилых домов с объектами социального, культурно - бытового и спортивно - оздоровительного назначения сроком на пять лет.
В ходе подготовки к судебному разбирательству истец заявил ходатайство о замене ответчика - Мэрии г.Калининграда на его процессуального правопреемника Администрацию городского округа "Город Калининград" в связи с изменением наименования ответчика, которое удовлетворено судом первой инстанции.
Решением от 07.06.2008 суд удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда от 07.06.2008 отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона. Процедура выбора земельного участка площадью 12,061 га не производилась, по состоянию на 01.10.2005 он не был сформирован, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось. Следовательно, требования, заявленные обществам не подлежали удовлетворению.
Администрация своих представителей в судебное заседание не направила, заявив ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без их участия.
Представитель общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 13.10.2003 мэром г.Калининграда было издано Постановление N 2371 "О разработке проекта планировки, застройки и межевания территории, расположенной в границах шоссе Балтийское - ул. Новгородская - Ижорская - Каблукова - Ст.сержанта Карташова в Октябрьском районе", в соответствии с которым было принято предложение ООО "Октан-сервис" о финансировании проектно - изыскательских работ и возложении на ООО "Октан-сервис" обязанности разработать проект планировки территории (в редакции Постановления мэра г. Калининграда N 1135 от 07.04.2005).
На основании указанного выше Постановления 15.06.2004 между Мэрией г.Калининграда и ООО "Октан-сервис" был заключен договор N 15, согласно которого Мэрия г.Калининграда предварительно согласовала ООО "Октан-сервис" место размещения квартала жилых домов на всей территории, выявленной при разработке градостроительной документации и во исполнение Постановления мэра г.Калининграда обязалась заключить с ООО "Октан-сервис" договор на временную передачу в аренду земельного участка с предварительно согласованным местом размещения. ООО "Октан-сервис", в свою очередь, обязалось финансировать разработку и согласование градостроительной документации за счет собственных средств.
В процессе проведения работ по разработке градостроительной документации истцом была выявлена территория под размещение квартала жилых домов в пределах границ проектных работ площадью 19 га и разработан проект планировки. Границы проектных работ были согласованы главным архитектором города (Письмо исх. 4516 от 08.07.2006).
На основании вышеуказанного Постановления мэра г.Калининграда проектная документация была представлена на утверждение в Городской совет депутатов г.Калининграда. Решением Городского совета депутатов от 05.07.2006 мэру г.Калининграда было рекомендовано утвердить проектную документацию в виде проекта планировки территории по ул. Балтийское шоссе, Новгородская, Ижорская, Каблукова, Ст.сержанта Карташова в Октябрьском районе г.Калининграда.
В соответствии с указанным решением Городского совета, мэром г.Калининграда было издано Постановление N 1581 от 11.07.2006 "О предварительном согласовании ООО "Октан-сервис" места размещения жилых домов с объектами социального, культурно-бытового, и спортивно-оздоровительного назначения в границах улиц Ст.сержанта Карташова - Каблукова - Ижорская - Новгородская в Октябрьском районе".
В силу пункта 1 указанного Постановления ООО "Октан - сервис" было предварительно согласовано место размещения жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения в границах улиц Ст.сержанта Карташова - Каблукова - Ижорская - Новгородская в Октябрьском районе в соответствии с проектом планировки. 25.09.2006 общество обратился в Мэрию г.Калининграда с просьбой утвердить проект границ предварительного согласования места размещения объекта в границах проекта планировки площадью 19 га (Письмо исх. N 52 от 25.09.2006).
Письмом от 24.11.2006 N 9810 обществу было отказано в предварительном согласовании размещения объекта в границах 19 га и согласовывалось предварительное размещение объекта в границах 7 га, на аренду которых в последствии был заключен договор от 27.03.2007 N 008621.
В обоснование отказа от 24.11.2006 N 9810 администрация сослалась на положения статьи 18 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и на статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствие с которой с 01.10.2005 предварительное согласование земельных участков для жилищного строительства не требуется, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Общество с отказом администрации по предоставлению земельного участка не согласилось и обратилось в суд с требованиями, которые удовлетворены судом. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что стороны должны руководствоваться в своих действиях положениями Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату заключения договора в силу положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Апелляционная инстанция считает данный вывод суда правильным, а апелляционную жалобу администрации - не подлежащей удовлетворению, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, договор N 15 был заключен сторонами -15.06.2004, в период действия Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ), предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с пунктом 2.1. договора N 15 в обязанности Мэрии г.Калининграда входило предварительное согласование обществу места размещения квартала жилых домов на всей территории, выявленной при разработке ООО "Октан-сервис" градостроительной документации, указанной в пункте 1.1. настоящего договора, и по результатам выполнения постановления мэра г.Калининграда N 2371 от 13.10.2003 заключение с обществом договора во временную передачу в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения".
В свою очередь в обязанности ООО "Октан-сервис" входило финансирование разработки и согласование градостроительной документации в составе проектов по планировке и застройке квартала жилых домов в шоссе Балтийское - улиц Новгородская - Ижорская - Каблукова - Ст.сержанта. Карташова в Октябрьском районе города Калининграда.
Общество выполнило принятые на себя по договору N 15 обязательства, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", положения которой вступили в законную силу 01.10.2005 (статья 18 ФЗ-N 191).
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Как указано в пункте 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ в случае если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В свою очередь пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 30.12.2007 земельный участок находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью. Соблюдение указанных условий администрацией не оспаривается.
Следовательно, в силу выше приведенных норм, в соответствии с условиями договора N 15 администрация должна была завершить предоставление ранее выделенного участка для предусмотренных целей в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Поскольку Администрация городского округа "Город Калининград" уклонилась от предоставления указанного земельного участка под строительство жилых домов с объектами социального, культурно - бытового и спортивно - оздоровительного назначения, то суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.06.2008 по делу N А21-2197/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 30.06.2008 N 55839, отнести на подателя апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Т.И. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2197/2008
Истец: ООО "Октан-сервис"
Ответчик: Администрация городского округа "Город Калининград"