г. Санкт-Петербург
15 сентября 2008 г. |
Дело N А56-8096/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Л. П. Загараевой, В. А. Семиглазова
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8230/2008) (заявление) ООО "Лель" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2008 по делу N А56-8096/2008 (судья И. М. Корушова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Лель"
к Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным уведомления
при участии:
от заявителя: Дудрих Д. А. (доверенность от 21.07.2008 N 21-07-2008/ЮР-Б)
от ответчика: Колесник Г. Н. (доверенность от 11.12.2007 N 18/22456)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лель" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 20.12.2007 N 186 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи уведомления о разрешении применения упрощенной системы налогообложения с 01 января 2008 года.
Решением от 25.06.2008 суд отказал Обществу в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, условия перехода на упрощенную систему налогообложения Обществом соблюдены, в связи с чем, у Инспекции не было законных оснований для отказа ему в применении упрощенной системы налогообложения с 01 января 2008 года.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложены в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.11.2007 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе с 01.01.2008 на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 20.12.2007 N 186 Инспекция сообщила Обществу о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Посчитав уведомление Инспекции о невозможности применения упрощенной системы налогообложения незаконным, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд, установив, что правовые основания для применения Обществом упрощенной системы налогообложения в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ отсутствовали, отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим обстоятельствам:
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ переход к упрощенной системы налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом. 2 статьи 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. руб.
В пункте 3 статьи 346.12 НК РФ установлен перечень субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно подпункту 14 этой нормы к таким лицам относятся организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Таким образом, в статье 346.12 НК РФ предусмотрено как условие, необходимое для перехода организации на упрощенную систему налогообложения, так и ограничения для применения этой системы налогообложения по субъектному признаку.
В силу пункта 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организация в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщает о размере доходов за девять месяцев текущего года, и также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
По смыслу положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации переход на упрощенную систему осуществляется в уведомительном порядке. То есть налогоплательщик направляет в установленный срок свое заявление и с начала следующего календарного года начинает применять упрощенную систему налогообложения. Получения какого-либо подтверждающего документа от налогового органа Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает.
При этом, в случае если налогоплательщик начинает применять упрощенную систему налогообложения, несмотря на получение от налогового органа уведомления о невозможности применения этой системы налогообложения, риск неблагоприятных последствий, вызванных неправомерным переходом на упрощенную систему налогообложения, несет именно налогоплательщик. Эти последствия состоят в том, что налоговый орган при проведении выездной проверки (иных мероприятий налогового контроля) имеет право доначислить налоги, которые положено уплачивать при общем режиме налогообложения, и пени за их несвоевременную уплату, а также штрафы за нарушение сроков уплаты налогов и непредставление налоговых деклараций по соответствующим налогам.
В рассматриваемом случае Общество 29.11.2007 представило в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008.
Как видно из материалов дела, Общество не имело за девять месяцев 2007 года доходов от реализации, превышающих 15 млн. руб. Это обстоятельство не оспаривается налоговым органом. Таким образом, Обществом выполнено единственное условие для применения упрощенной системы налогообложения, установленное пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ. При таких обстоятельствах у Инспекции не было законных оснований для отказа Обществу в применении упрощенной системы налогообложения.
Более того, согласно протоколу от 06.12.2007 N 8 внеочередным общим собранием участников Общества утверждены изменения состава участников и размера их долей в уставной капитале. Размер доли участника ЗАО "Транзас" составил 24,99% от уставного капитала Общества. 29.12.2007 изменения к Уставу зарегистрированы в Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу. Таким образом, на 01.01.2008 доля непосредственного участия другой организации - ЗАО "Транзас", в уставном капитале Общества не превышала установленный Налоговым кодексом Российской Федерации размер для применения упрощенной системы налогообложения.
При таких обстоятельствах на 01.01.2008 ограничения, предусмотренные подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ для применения Обществом упрощенной системы налогообложения, отсутствовали, Общество имело право в 2008 году применять указанную систему налогообложения.
В суде апелляционной инстанции представитель Общества пояснил, что в связи с отказом в применении упрощенной системы налогообложения Общество с 01.01.2008 применяет общеустановленную систему налогообложения. Указанное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что Обществом соблюдено условие для применения упрощенной системы налогообложения, ограничения для применения упрощенной системы налогообложения у Общества в 2008 году отсутствовали, а отказ Обществу в применении упрощенной системы налогообложения нарушает его права на самостоятельность выбора организацией применяемого ей режима налогообложения.
Следовательно, оспариваемое уведомление налогового органа не соответствует нормам главы 26.2 НК РФ, нарушает права и охраняемые законом интересы налогоплательщика в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда от 25.06.2008 подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Общества в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции в пользу Общества следует взыскать 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 269 п.2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2008 по делу N А56-8096/2008 отменить.
Признать недействительным уведомление Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу от 20.12.2007 N 186 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения .
Обязать Межрайонную ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи ООО "Лель" уведомления о применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2008.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу в пользу ООО "Лель" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8096/2008
Истец: ООО "Лель"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N 23 по Санкт-Петербургу