г. Санкт-Петербург
19 сентября 2008 г. |
Дело N А42-3105/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7938/2008) ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.07.2008 по делу N А42-3105/2008 (судья Соломонко Л.П.), принятое
по иску (заявлению) Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к ФГУП "Арктикморнефтегазразведка"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от истца (заявителя): предст. Елисеенков А.А. - доверенность N 11 от 09.09.2008
от ответчика (должника): не явился (извещен)
установил:
Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Арктикморнефтегазразведка" (далее - предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением суда от 02 июля 2008 ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В апелляционной жалобе ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" просит решение суда от 02.07.2008 отменить. Податель жалобы полагает, что у предприятия отсутствует обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, утвержденным Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 N 490, поскольку лицензия N 018361 получена им до вступления в законную силу данного положения, а Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и указанным Положением не предусмотрено обязанности по переоформлению лицензий и соблюдению новых лицензионных требований. Также полагает, что заявление в суд о привлечении к административной ответственности подписано неуполномоченным лицом, и ссылается на допущенные арбитражным судом процессуальные нарушения при рассмотрении дела.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей предприятия.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" имеет лицензию N 018361 от 22.03.2004 серия МТ-1001 на право осуществления деятельности по перевозке морским транспортом грузов с установленным сроком действия с 11.04.2004 по 11.04.2009 (л.д. 34).
06.06.2008 на основании приказа начальника Управления N 135П от 19.05.2008 комиссией Мурманского линейного отдела Управления проведена проверка ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" по соблюдению требований и условий при осуществлении лицензионной деятельности.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение Положения о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490 (далее - Положение о лицензировании), у лицензиата отсутствует план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также договоры страхования жизни и здоровья членов экипажа судна "Светлый", находящегося в эксплуатации.
Результаты проверки оформлены актом от 06.06.2008 N 31/08 МЛО по соблюдению требований и условий при осуществлении лицензионной деятельности (л.д.21-23).
На основании акта проверки государственным инспектором Мурманского линейного отдела Управления Грицаем В.И. вынесено предписание от 06.06.2008 N 4/02 об устранении Предприятием нарушений законодательства Российской Федерации в области морского (речного) транспорта и составлен протокол N 4/02 в отношении ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д.26-28).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности.
Удовлетворяя заявление Управления, суд первой инстанции посчитал, что в действиях Предприятия имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Суд также не установил нарушения административным органом процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 02.07.2008.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 57 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по перевозке морским транспортом грузов входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Статьей 2 Закона о лицензировании под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по перевозке морским транспортом грузов, а также лицензионные требования и условия при осуществлении указанной деятельности определены в Положении о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, утвержденным Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 N 490.
Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при перевозке грузов, являются, в том числе, наличие у лицензиата плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт "г") и наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей (подпункт "з").
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, у ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" отсутствуют план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и договоры страхования жизни и здоровья членов экипажа судна "Светлый".
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом также правомерно отклонен довод Предприятия об отсутствии у него обязанности по соблюдению установленных Положением о лицензировании (утв. Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 490) лицензионных требований, поскольку факт получения лицензии до вступления указанного Положения о лицензировании в силу, не дает лицензиату право осуществлять лицензируемую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий.
Довод подателя жалобы о том, что заявление о привлечении к административной ответственности подписано неуполномоченным лицом, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях.
Как указано в части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии.
В соответствии с Положением о лицензировании перевозок морским транспортом грузов лицензирование перевозок грузов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Согласно Положению о Северном управлении государственного морского и речного надзора, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31 января 2007 года N ГК-50фс, Северное управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим, в том числе, функции по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте, рассмотрению дел об административных правонарушениях и применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации (пункты 6.18 и 6.35 Положения).
Как следует из материалов дела заявление о привлечении к административной ответственности, подписано старшим государственным инспектором Мурманского линейного отдела Северного управления Госморречнадзора Никитиным О.А., уполномоченным представлять интересы Северного управления во всех судебных инстанциях, в том числе, с правом подписи и подачи заявлений в суд (доверенность N 3 от 15.05.2008. л.д.29).
Таким образом, указанное заявление о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ подписано уполномоченным должностным лицом Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Апелляционной инстанцией также отклоняется довод подателя жалобы о нарушении судом первой инстанции порядка рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности, установленного статьей 205 АПК РФ.
Согласно части 1 указанной статьи дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 113 АПК РФ в процессуальные сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Как усматривается из материалов дела, заявление о привлечении к ответственности поступило в суд 09.06.2008, учитывая тот факт, что 12, 13, 14, 15, 21, 22, 28 и 29 июня были нерабочими днями, предельный срок рассмотрения дела - 02.07.2008. Дело рассмотрено судом 01.07.2008, полный текст решения изготовлен 02.07.2008, то есть в пределах установленного кодексом пятнадцатидневного срока. Решение суда вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП срока давности привлечения к ответственности.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы, имеющие значение для дела, сделаны правильные выводы со ссылкой на нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия и отмены решения суда не имеется.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату подателю жалобы в силу части 4 статьи 208 АПК РФ и статьи 333.21 НК РФ
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02 июля 2008 года по делу N А42-3105/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Арктикморнефтегазразведка" - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Арктикморнефтегазразведка" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3105/2008
Истец: Мурманский линейный отдел Северного Управления Госморречнадзора
Ответчик: ФГУП "Арктикморнефтегазразведка"