г. Санкт-Петербург
23 сентября 2008 г. |
Дело N А56-26953/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56-26953/2007
по иску (заявлению) ООО "Регион"
к 1) Северо-Западная оперативная таможня,
2) Санкт-Петербургская таможня
о признании незаконным и отмене постановления, признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): предст. Кузьмин С.В. - доверенность N 41 от 25.01.2008
от ответчика (должника): 1) СЗОТ - предст. Мотуз С.Н. - доверенность N 04-05/10035 от 21.12.2007
2) СПб таможня - предст. Игонин К.С. - доверенность N 06-22/15027 от 10.10.2007
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни от 20.04.2007 по делу об административном правонарушении N 10210000-1018/2006 и признании недействительным решения Северо-Западной оперативной таможни от 11.07.2007 N 10212/70ю/104А, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении N 10210000-1018/2006.
Решением суда от 07.02.2008 заявление Общества в части признания недействительным решения Северо-Западной оперативной таможни от 11.07.2007 N 10212/70ю/104А удовлетворено. В части требования о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни от 20.04.2007 производство по делу прекращено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2008 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2008 по делу N А56-26953/2007 отменено, апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением суда от 26.06.2008 производство по делу было приостановлено до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа дел N А56-26153/2007 и N А56-26156/2007.
В связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление производства по данному делу, определением от 31.07.2008 суд возобновил производство по делу.
В судебном заседании представитель ООО "Регион" поддержал заявленное Обществом ходатайство об отказе от требований в части признания незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни от 20.04.2007 по делу об административном правонарушении N 10210000-1018/2006 (т.1 л.д.48 оборотная сторона). Отказ принят судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем производство по делу в данной части подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В остальной части представитель Общества заявленные требования поддержал, просил признать недействительным решение Северо-Западной оперативной таможни от 11.07.2007 N 10212/70ю/104А, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении N 10210000-1018/2006.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, 12.07.2007 ООО "Регион" была подана грузовая таможенная декларация N 10210010/120706/0007622 с целью вывоза с таможенной территории Российской Федерации в режиме "экспорт-10" товара - баланс березовый необработанный консервантами, немаркированный, объемом 23,21 куб. м. В подтверждение соблюдения установленных ограничений одновременно с таможенной декларацией заявитель представил фитосанитарный сертификат от 10.07.2006 N 246780210100706109.
В ходе мероприятий таможенного контроля таможня установила недействительность представленного экспортером сертификата, что послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела N 10210000-1018/2006 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ и проведения по нему административного расследования.
По результатам административного расследования должностным лицом Санкт-Петербургской таможни в отношении Общества 07.03.2007 был составлен протокол об административном правонарушении N 10210000-1018/2006 и 20.04.2007 вынесено постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ за представление таможенному органу недействительных документов (сертификатов) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Общество обжаловало указанное постановление в Северо-Западную оперативную таможню. Решением от 11.07.2007 N 10212/70ю/104А СЗОТ отказала обществу в удовлетворении его жалобы на постановление нижестоящего таможенного органа.
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установлено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры, в частности, необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 13 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в частности, разрешений, лицензий, сертификатов и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается, если имеется фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Товары группы 4403 "лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные" включены в Номенклатуру основной подкарантинной продукции (подкарантинных материалов, подкарантинных грузов) (товаров), ввоз которой на территории Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации допускается по разрешению органов Государственной службы карантина растений Российской Федерации (утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия 25.12.2001).
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров недействительных документов, если такие документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При этом в примечании 2 к статье 16.1 Кодекса предусмотрено, что под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, фитосанитарный сертификат от 10.07.2006 N 246780210100706109 передан заявителю обществом с ограниченной ответственностью "Лесной карантинный брокер" на основании договора возмездного оказания услуг от 30.08.2005 N 68. Сертификат выполнен на бланке государственного установленного образца, на нем присутствуют все необходимые элементы защиты, оттиски печати, подпись уполномоченного должностного лица. Проверить же подлинность данного документа в пределах срока на подачу таможенной декларации общество не имело возможности. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, таможенный орган не представил.
Получение фитосанитарного сертификата от ООО "Лесной карантинный брокер" на основании договора само по себе не свидетельствует о незаконности его получения. Оценка доводам заявления Общества о заключении договора с ООО "Лесной карантинный брокер" на основании приказа N 110 от 19.08.2005г. Россельхознадзора, а не по собственной инициативе Общества, Северо-Западной оперативной таможней не дана.
Из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по делу N К03-21/06 от 03.04.2006, возбужденному по признакам нарушения Управлением Россельхознадзора Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", следует, что хозяйствующие субъекты могли гарантированно своевременно получать необходимую для осуществления их деятельности карантинную фитосанитарную документацию (неся дополнительные затраты) только посредством обращения в ООО "Лесной карантинный брокер" - при получении карантинной фитосанитарной документации на лесоматериалы (приложение л.д.244-260).
Из представленной в Северо-Западное таможенное управление информации Управления Россельхознадзора следует, что ООО "Лесной карантинный брокер" обращалось в Управление 06.07.2006 по вопросу оформления фитосанитарных сертификатов для ООО "Регион". О том, что ООО "Лесной карантинный брокер" было отказано в выдаче ФСС для ООО "Регион" Управление Россельхознадзора не указывает (приложение л.д.233-235).
Поскольку материалами дела об административном правонарушении подтверждена введенная Управлением Россельхознадзора практика оформления фитосанитарных сертификатов на лесоматериалы через ООО "Лесной карантинный брокер", у Северо-Западной оперативной таможни не имелось достаточных оснований для вывода о том, что Общество не проявило надлежащей заботливости и осмотрительности, доверив получение сертификатов ООО "Лесной карантинный брокер".
Утверждение Россельхознадзора о том, что Обществу не выдавались фитосанитарные сертификаты, а также показания его сотрудника о том, что он не подписывал спорные сертификаты, не являются надлежащими доказательствами вины Общества в совершении административного правонарушения, поскольку эти сертификаты были получены Обществом в порядке, установленном Россельхознадзором посредством ООО "Лесной карантинный брокер". Санкт-Петербургской таможней не была проведена экспертиза представленного в таможенный орган сертификата на предмет оценки его подлинности, факт подделки подписи Ахматовича Н.А. на представленном сертификате также не подтвержден экспертным заключением.
При данных обстоятельствах неосновательным является довод таможенного органа о том, что в рассматриваемый период актом Россельхознадзора от 15.06.2006 было запрещено оформление ФСС по заявкам ООО "Регион" в период с 19.05.2006 по 22.08.2006.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения у Северо-Западной оперативной таможни отсутствовали бесспорные доказательства совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения, а следовательно, оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, не имелось .
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать недействительным решение Северо-Западной оперативной таможни по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении N 10212/70ю/104А от 11.07.2007.
Производство по делу в части требований о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни по делу об административном правонарушении N 10210000-1018/2006 от 20.04.2007 прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26953/2007
Истец: ООО "Регион"
Ответчик: Северо-Западная оперативная таможня, Санкт-Петербургская таможня