г. Санкт-Петербург
16 сентября 2008 г. |
Дело N А56-28136/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2008 года
Состав суда изменен на основании докладной записки от 09.09.2008г. Дело рассмотрено сначала
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.А.Шульга
судей Г.В.Борисовой, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-5430/2008, 13АП-5431/2008) ЗАО "Иртранс", ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2008 года по делу N А56-28136/2007 (судья В.В.Мирошниченко), принятое
по заявлению ЗАО "Иртранс"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу
третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"
о признании недействительным решения от 26.07.2007 N 244
при участии:
от заявителя: представитель О.Ю.Тихомиров доверенность N 6 от 08.09.2008 паспорт
от заинтересованного лица: не явился (извещен, расписка в получении копии судебного акта от 27.08.2008)
от третьего лица: представитель А.М.Белевцов доверенность N ю-11/163 от 27.12.2007 удостоверение, представитель В.Е.Гречанников доверенность Nю-11/162 от 27.12.2007 удостоверение
установил:
Закрытое акционерное общество "Иртранс" (далее - ЗАО "Иртранс") обратилось в Арбитражной суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган) от 26.07.2007 N 244 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 5 733 руб. и обязании налогового органа возместить на расчетный счет Общества налог на добавленную стоимость в размере 5733 рублей.
Определением от 20 февраля 2008 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ОАО "Российские железные дороги"(далее - ОАО "РЖД").
Решением от 17 апреля 2008 года суд в удовлетворении требований ЗАО "Иртранс" отказал.
ЗАО "Иртранс" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить полностью решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2008 года по делу N А56-28136/2007 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ЗАО "Иртранс" заявило о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
По мнению ЗАО "Иртранс", оказанные ОАО "РЖД" услуги по подаче порожних вагонов не могут быть отнесены к услугам по транспортировке (перевозке) экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров. Услуга по перевозке экспортного груза и услуга по перевозке подаваемых ОАО "РЖД" порожних вагонов не могут считаться единой услугой, а являются самостоятельными услугами, поскольку оказываются на основании разных договоров, имеющих отличные друг от друга существенные условия. В связи с этим услуга, непосредственно связанная с перевозкой товаров, в буквальном понимании статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, не может представлять собой другую перевозку, связанную с подачей порожних вагонов. Таким образом, в отношении подачи порожних вагонов, осуществленных ОАО "РЖД" с одной железнодорожной станции на другую станцию по территории России, применение налоговой ставки "0" процентов противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем выставление ОАО "РЖД" счетов-фактур с применением налоговой ставки по НДС "18" процентов и уплата ЗАО "Иртранс" НДС в соответствующих суммах по рассматриваемым операциям являются правомерными.
В судебном заседании представитель ЗАО "Иртранс" поддержал доводы апелляционной жалобы.
ОАО "Российские железные дороги" заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2008 года по делу N А56-28136/2007 изменить в части, касающейся необоснованности применения ОАО "РЖД" ставки НДС 18 % при реализации услуг по подаче вагонов и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "РЖД" заявило о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
По утверждению ОАО "РЖД", на момент подачи (оказания услуги) порожних вагонов ОАО "РЖД" не располагает какими-либо сведениями о том, находится ли груз, который, возможно впоследствии будет вывезен за пределы Российской Федерации, под таможенным режимом экспорта или нет. В распоряжение ОАО "РЖД" в ходе выполнения маневровых работ по подаче вагонов не поступают грузовые таможенные декларации с отметкой "выпуск разрешен", на основании которых ОАО "РЖД" могло бы сделать вывод о том, что подвижной состав и еще не размещенный на нем груз уже помещены под таможенный режим экспорта. В связи с данным обстоятельством, ОАО "РЖД" применяет ставку НДС равную "18" процентов, поскольку реализует услуги российской организации на таможенной территории Российской Федерации вне таможенного режима экспорта. Факт того, что ОАО "РЖД" известно о возможной перевозке груза, который будет помещен под таможенный режим экспорта, в подаваемых вагонах, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации не является основанием для применения ставки "0" процентов при реализации услуг по подаче вагонов и не порождает каких-либо обязанностей ОАО "РЖД". Вывод суда о том, что в акте выполненных работ N 634/25т от 29.09.2006г. указано на экспортный характер предоставляемых услуг, является ошибочным. В данном акте не содержится указаний на то, что услуги по подаче вагонов осуществляются в отношении груза уже помещенного под таможенный режим экспорта. В рассматриваемом акте выполненных работ уточняется дальнейший маршрут и место прибытия вагона. Акт не содержит (и не может содержать) информации, основываясь на которой, можно сделать вывод, что услуги по подаче вагонов осуществляются в отношении груза уже помещенного под таможенный режим экспорта.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Межрайонная инспекция ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу возражала против апелляционных жалоб и просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. В судебное заседание 10 сентября 2008 года, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, налоговый орган не направил представителя, что не является препятствием для рассмотрения апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Иртранс" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за февраль 2007 года.
Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку, по результатам которой вынесено решение N 244 от 26 июля 2007 года.
Решением налогового органа ЗАО "Иртранс" возмещен налог на добавленную стоимость в сумме 155 352,00 рублей и отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 5 733,00 рублей.
Основанием отказа в возмещении налога на добавленную стоимость налоговый орган указал на неправомерность предъявления Обществом к вычету суммы налога, уплаченную перевозчику ОАО "РЖД" по налоговой ставке "18" процентов. По мнению налогового органа, сумма НДС, уплаченная Обществом перевозчику в составе платы за оказанные услуги, компенсируется Клиентом. За оказанные транспортно-экспедиционные услуги Общество получает вознаграждение, которое и является объектом налогообложения.
ЗАО "Иртранс" не согласилось с решением налогового органа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 5 733,00 рублей и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобы ЗАО "Иртранс" и ОАО "РЖД" не подлежащими удовлетворению, а решение суда - изменению по следующим основаниям:
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится налоговой ставке "0" процентов при реализации работ и услуг, выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанные с такой перевозкой или транспортировкой работы (услуги), в том числе (услуги) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, признается перевозочным процессом.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Иртранс" и фирмой "NORDIC FORWARDING SERVICES LIMITED" (Великобритания) заключен договор транспортной экспедиции от 10.09.2003г. N 07, в соответствии с которым ЗАО "Иртранс" взяло на себя обязательство по поручению фирмы и за ее счет оказать услуги по организации и экспедированию перевозок грузов в международном сообщении в собственном, арендованном, приобретенном в лизинг подвижном составе (вагонах) парка МПС, в собственном подвижном составе (вагонах) фирмы или вагонах других организаций, которыми фирма имеет право распоряжаться, а также оказать дополнительные услуги, связанные с этими перевозками.
Во исполнение данного договора ЗАО "Иртранс" заключило с ОАО "РЖД" в лице его филиала - структурного подразделения "Желдорэкспедиция" Октябрьской железной дороги договор от 01.11.2005г. N 1963\2 на организацию перевозок по территории России, стран СНГ и стран зарубежья с обязательством ОАО "РЖД" предоставлять по заявке ЗАО "Иртранс" подвижной состав по доставке груза и осуществлять диспетчерский контроль за продвижением груженых и возвратом порожних вагонов.
Факт оказания ОАО "РЖД" ЗАО "Иртранс" услуг по предоставлению вагонов для доставки груза на экспорт подтвержден актом выполненных работ от 29.09.2006г. N 634/25т.
На основании данных актов ОАО "РЖД" выставило Обществу счет-фактуру N 00102100000015270000001065 от 29.09.2006г. с указанием стоимости оказанных услуг с включением налога на добавленную стоимость по налоговой ставке "18" процентов.
Довод налогового органа о неправомерном предъявлении ЗАО "Иртранс" НДС, в связи с тем, что указанный налог возмещается Клиентом, исследовался судом первой инстанции и обоснованно отклонен со ссылкой на пункт 3.8 договора транспортной экспедиции N 07 от 10 сентября 2003 г. и на статью 801 Гражданского кодекса Российской Федерации
Применение ставки "0" процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта.
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на работы, услуги, осуществляемые в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке "0" процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Таким образом, применение налоговой ставки "0" процентов на налогу на добавленную стоимость по указанным операциям поставлено в зависимость от характера выполняемых работ (услуг).
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.03.2008г. N 14227\07, от 01.04.2008г. N 14439/07, определении от 10.07.2008г. N 4407/08.
Судом апелляционной инстанции обозревались подлинные железнодорожные квитанции, предоставленные ОАО "РЖД".
В таблице соотношения даты подачи вагонов и помещения товара под таможенный режим экспорта (л.д.6-7 т.2), представленной ЗАО "Иртранс", ошибочно вместо даты помещения товара под таможенный режим экспорта указана дата "выпуска товара" таможенным органом.
Исходя из дат выпуска товара в таможенном режиме экспорта, услуги по подаче вагонов N N 304567, 304568, 303569, 304570, 304571, 304572 оказаны до помещения товаров под таможенный режим экспорта, следовательно, ЗАО "Иртранс" правомерно предъявило к вычету НДС по ставке "18" процентов в сумме 529 руб.20 коп.
В указанной части требование ЗАО "Иртранс" подлежит удовлетворению, а решение суда изменению.
Согласно отметкам таможенного органа в грузовых таможенных декларациях и железнодорожных квитанциях остальные спорные железнодорожные вагоны подавались под погрузку товара уже помещенного под таможенный режим экспорта, следовательно, данная услуга подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке "0" процентов.
Расходы по оплате государственной пошлины суд оставляет на заявителях апелляционных жалоб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2008 года по делу N А56-28136/2007 изменить.
Признать недействительным решение МИ ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу в части отказа в возмещении НДС в сумме 529 руб. 20 коп.
Обязать МИ ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу возместить ЗАО "Иртранс" 529 руб. 20 коп. НДС в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28136/2007
Истец: ЗАО "Иртранс"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N13 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5430/2008
29.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-28136/2007
16.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5430/2008