г. Санкт-Петербург
19 сентября 2008 г. |
Дело N А56-19675/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Барминой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-8675/2008, 13АП-9480/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу и ООО "Инкомерц" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2008г. по делу N А56-19675/2008 (судья Пасько О.В.), принятое
по заявлению ООО "Инкомерц"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения и обязании возместить НДС
при участии:
от заявителя: Н.П.Николаева - доверенность от 01.07.2008г.
от ответчика: Л.А.Крылова - доверенность от 30.07.2008 N 15/13992, В.В.Козлов - доверенность от 23.10.2007г. N 15/17243
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инкомерц" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит признать недействительными вынесенные Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган): решение от 07.09.2007 N 20/38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, за исключением отказа в привлечении к ответственности; решения от 26.05.2008 N 20/105, N 20/106 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, за исключением отказа в привлечении к ответственности; решения от 29.10.2007 N 20/62/465, от 09.11.2007 N 20/66, от 11.12.2007 N 20/81/128, от 16.01.2008 N 20/5/28, от 29.02.2008 N 20/36/370 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; требования N 1230 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.11.2007, N 1229 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.11.2007, N 114 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2008, N 799 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.04.2008, N 1006 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.04.2008; решения от 13.12.2007 N 3693, N 3694, от 12.02.2008 N 392, от 21.04.2008 N 1396, от 08.05.2008 N 1555 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика; решения от 13.12.2007 N 2217, N 2218, N 2219, от 12.02.2008 N 893, N 894, N 895, от 21.04.2008 N 1608, N 1609, N 1610, от 08.05.2008 N 1678, N 1679, N 1680 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке; решение от 15.05.2008 N 227 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика; решение от 24.04.2008 N 197 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в части налога в размере 708647 руб., штрафа в размере 141729 руб.; а также обязать Межрайонную ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу возместить ООО "Инкомерц" налог на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке за март-октябрь 2007 года в общей сумме 17714985 руб., в том числе в сумме 273711 руб. путем зачета в счет уплаты НДС за февраль 2007 года по требованию от 07.06.2007 N 6449, в сумме 86096 руб. путем зачета в счет уплаты НДС за ноябрь 2007 года по требованию от 09.01.2008 N 103476, в сумме 6897,53 руб. путем зачета в счет уплаты пени по НДС по требованию от 07.06.2007 N 6449, в сумме 17348280,47 руб. путем возврата из федерального бюджета.
Решением от 14.08.2008 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Решение суда обжаловано в апелляционном порядке обществом и инспекцией.
В апелляционной жалобе общество просит изменить решение суда от 14.08.2008 в части распределения судебных расходов и взыскать с инспекции в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 164000 руб. В остальной части общество просит оставить решение без изменения.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда от 14.08.2008 отменить, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, налоговым органом доказана фиктивность передвижения товара между участниками хозяйственных операций, сделки, указанные в документах, совершены лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия. Инспекция полагает, что суд первой инстанции, отклоняя доводы налогового органа о направленности финансово-хозяйственной деятельности заявителя на получение необоснованной налоговой выгоды и признавая право последнего на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, не дал надлежащей оценки приведенным инспекцией обстоятельствам в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, что привело к признанию недействительным правомерного и обоснованного решения налогового органа.
В судебном заседании обществом заявлено ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и о прекращении производства по ней. Инспекция против удовлетворения ходатайства общества не возражает. Учитывая, что отказ общества от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, отказ от апелляционной жалобы принимается судом, производство по апелляционной жалобе общества в соответствии с частью 1 статьи 265 АПК РФ подлежит прекращению.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Инкомерц" в спорных налоговых периодах ввозило на территорию Российской Федерации товар различного ассортимента, поступивший от иностранного партнера фирмы "Corinthal Investments Limited". Весь поступивший товар передавался на реализацию комиссионеру ООО "ТехноПлюс" по договору комиссии N 2007К/1 от 30.01.2007.
Ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления подтверждается грузовыми таможенными декларациями (далее - ГТД) с соответствующими отметками таможенных органов. При ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации ООО "Инкомерц" произвело уплату налога на добавленную стоимость в составе таможенных платежей в марте 2007 года в размере 2700231 руб., в апреле 2007 года в размере 5653471 руб., в мае 2007 года в размере 4614641 руб., в июне 2007 года в размере 5021996 руб., в июле 2007 года в размере 1923313 руб., в августе 2007 года в размере 1844369 руб., в сентябре 2007 года в размере 462777 руб., в октябре 2007 года в размере 326427 руб., что подтверждается выписками банка и платежными поручениями с отметками таможни о списании таможенных платежей, чеками об уплате таможенных платежей, ГТД, книгами покупок.
При приобретении услуг на территории Российской Федерации налогоплательщику предъявлен поставщиками услуг налог на добавленную стоимость в марте 2007 года в размере 14414 руб., в апреле 2007 года в размере 102936 руб., в мае 2007 года в размере 3638 руб., в июне 2007 года в размере 56451 руб., в июле 2007 года в размере 3305 руб., в августе 2007 года в размере 3301 руб., в сентябре 2007 года в размере 221353 руб., в октябре 2007 года в размере 102645 руб., что подтверждается счетами-фактурами.
В подтверждение реализации товаров через комиссионера представлены товарные накладные о передаче товаров на реализацию комиссионеру, отчеты комиссионера, справки о продаже товаров, принятых на комиссию, товарные накладные о передаче товаров покупателю и выставленные ему счета-фактуры.
На основании отчетов комиссионера о продаже товаров в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком отражена реализация товаров и исчислен налог с реализации в марте 2007 года в размере 1387718 руб., в апреле 2007 года в размере 915708 руб., в мае 2007 года в размере 767906 руб., в июне 2007 года в размере 1109318 руб., в июле 2007 года в размере 333446 руб., в августе 2007 года в размере 815960 руб., в сентябре 2007 года в размере 8084 руб., в октябре 2007 года в размере 275854 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Инкомерц" налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за март 2007 года инспекцией вынесено решение от 07.09.2007 N 20/38 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:
- на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказать в привлечении к ответственности ООО "Инкомерц" за совершение налогового правонарушения;
- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за март 2007 года в сумме 1600638 руб.;
- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Инкомерц" налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за апрель 2007 года инспекцией вынесено решение от 29.10.2007 N 20/62/465 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:
- привлечь ООО "Инкомерц" к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за апрель 2007 года за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки в виде штрафа в сумме 2372 руб.;
- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за апрель 2007 года в сумме 4840699 руб.;
- предложить ООО "Инкомерц" уплатить НДС с реализации за апрель 2007 года в сумме 11862 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения;
- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
На основании решения от 29.10.2007 N 20/62/465 инспекцией выставлено в адрес налогоплательщика требование N 1230 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.11.2007, в связи с неисполнением которого 13.12.2007 вынесены решения N 3694 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, N 2217, N 2218, N 2219 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Инкомерц" налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за май 2007 года инспекцией вынесено решение от 09.11.2007 N 20/66 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:
- привлечь ООО "Инкомерц" к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за май 2007 года за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки в виде штрафа в сумме 44671 руб.;
- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за май 2007 года в сумме 3850373 руб.;
- предложить ООО "Инкомерц" уплатить НДС с реализации за май 2007 года в сумме 223356 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения;
- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
На основании решения от 09.11.2007 N 20/66 инспекцией выставлено в адрес налогоплательщика требование N 1229 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.11.2007, в связи с неисполнением которого 13.12.2007 вынесено решение N 3693 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Инкомерц" налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года инспекцией вынесено решение от 11.12.2007 N 20/81/128 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:
- привлечь ООО "Инкомерц" к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за июнь 2007 года за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки в виде штрафа в сумме 55578 руб.;
- предложить ООО "Инкомерц" уплатить недоимку по НДС за июнь 2007 года в сумме 277890 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения;
- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за июнь 2007 года в сумме 3969129 руб.;
- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
На основании решения от 11.12.2007 N 20/81/128 инспекцией выставлено в адрес налогоплательщика требование N 114 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2008, в связи с неисполнением которого 12.02.2008 вынесены решения N 392 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, N 893, N 894, N 895 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Инкомерц" налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года инспекцией вынесено решение от 16.01.2008 N 20/5/28 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:
- привлечь ООО "Инкомерц" к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за июль 2007 года за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки в виде штрафа в сумме 39108 руб.;
- предложить ООО "Инкомерц" уплатить недоимку по НДС за июль 2007 года в сумме 195539 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения;
- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за июль 2007 года в сумме 1593172 руб.;
- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
На основании решения от 16.01.2008 N 20/5/28 инспекцией выставлено в адрес налогоплательщика требование N 799 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.04.2008, в связи с неисполнением которого 21.04.2008 вынесены решения N 1396 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, N 1608, N 1609, N 1610 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Инкомерц" налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за август 2007 года Инспекцией вынесено решение от 29.02.2008 N 20/36/370 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:
- привлечь ООО "Инкомерц" к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за август 2007 года за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки в виде штрафа в сумме 21814 руб.;
- предложить ООО "Инкомерц" уплатить недоимку по НДС за август 2007 года в сумме 109069 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения;
- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за август 2007 года в сумме 1031710 руб.;
- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
На основании решения от 29.02.2008 N 20/36/370 инспекцией выставлено в адрес налогоплательщика требование N 1006 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.04.2008, в связи с неисполнением которого 08.05.2008 вынесены решения N 1555 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, N 1678, N 1679, N 1680 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также 15.05.2008 решение N 227 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Инкомерц" налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007 года инспекцией вынесено решение от 26.05.2008 N 20/105 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:
- на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказать в привлечении к ответственности ООО "Инкомерц" за совершение налогового правонарушения;
- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за сентябрь 2007 года в сумме 676046 руб.;
- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Инкомерц" налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года инспекцией вынесено решение от 26.05.2008 N 20/106 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:
- на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказать в привлечении к ответственности ООО "Инкомерц" за совершение налогового правонарушения;
- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за октябрь 2007 года в сумме 153218 руб.;
- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Также в связи с неисполнением в установленный срок требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 09.01.2008 N 103476, от 21.01.2008 N 114, от 27.11.2007 N 1229, от 27.11.2007 N 1230, от 07.06.2007 N 6449, от 08.04.2008 N 799 инспекцией вынесено решение от 24.04.2008 N 197 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
Не согласившись с законностью решений и требований налогового органа в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, уплаты налога, сбора, пени, штрафа согласно выставленным требованиям, взыскания начисленных сумм налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и за счет имущества, приостановления операций по счетам в банках, отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, признав лишь отказ в привлечении к ответственности решениями от 07.09.2007 N 20/38, от 26.05.2008 N 20/105, N 20/106, ООО "Интермарк" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества признаков недобросовестности и несоответствии ненормативных актов налогового органа в оспариваемой части положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает данные выводы суда правильными, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, на основании следующего.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (включая передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе), передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Суд правомерно указал, что положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, возникла у заявителя в связи с тем, что не все импортированные товары, приобретенные ООО "Инкомерц" в целях перепродажи, были реализованы на внутреннем рынке в течение спорных налоговых периодов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия указанных товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Таким образом, в силу указанных положений НК РФ условием предъявления налогоплательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость является предъявление ему налога поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактическая уплата налога налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, принятие этих товаров (работ, услуг) к учету и наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами. Основанием возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
ООО "Инкомерц" в спорных налоговых периодах по контракту с иностранным поставщиком приобретены товары в целях последующей перепродажи.
Фактическая уплата ООО "Инкомерц" сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации подтверждается грузовыми таможенными декларациями, выписками банка и платежными поручениями с отметками таможни о списании таможенных платежей, чеками об уплате таможенных платежей, копии в материалы дела представлены.
Принятие ООО "Инкомерц" на учет приобретенных товаров и услуг подтверждается грузовыми таможенными декларациями, журналами-ордерами и карточками счетов бухгалтерского учета, книгами покупок, копии которых представлены в материалы дела.
Товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, переданы на реализацию комиссионеру ООО "ТехноПлюс" по договору комиссии N 2007К/1 от 30.01.2007.
Статьей 996 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (статья 999 ГК РФ).
Операции, признаваемые объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, определены статьей 146 НК РФ. К числу таких операций относится реализация товаров на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 этой статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В пункте 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Следовательно, передача заявителем товаров комиссионеру не может быть признана реализацией по смыслу положений пункта 1 статьи 39 НК РФ и, соответственно, не является объектом обложения налога на добавленную стоимость.
Из характера операции по реализации товара через комиссионера следует, что налог на добавленную стоимость начисляется комитентом не в момент передачи товаров комиссионеру, а в момент отгрузки товаров комиссионером покупателю, о чем комиссионер обязан известить комитента.
Данный вывод корреспондируется с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке налогового учета доходов в случае реализации товаров через комиссионера. Так, в статье 316 Кодекса предусмотрено, что в случае, если реализация производится через комиссионера, то налогоплательщик-комитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ на основании отчетов комиссионера и представленных с ними первичных документов в представленных ООО "Инкомерц" декларациях по НДС отражена реализация товаров в размере, соответствующем стоимости товаров, реализованных через комиссионера покупателям, и начислен с данных сумм НДС.
Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, согласно представленным декларациям составила за март 2007 года 1600638 руб., за апрель 2007 года 4840699 руб., за май 2007 года 3850373 руб., за июнь 2007 года 3969129 руб., за июль 2007 года 1593172 руб., за август 2007 года 1031710 руб., за сентябрь 2007 года 676046 руб., за октябрь 2007 года 153218 руб.
Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, возникла в связи с тем, что не все импортированные заявителем товары, приобретенные ООО "Инкомерц" в целях перепродажи, были реализованы на внутреннем рынке в спорных налоговых периодах.
Материалами дела подтверждается соблюдение налогоплательщиком порядка и условий, предусмотренных главой 21 НК РФ в качестве необходимых и достаточных для подтверждения права на налоговые вычеты и для возмещения налога путем возврата из бюджета. Также материалами дела подтверждена правильность исчисления заявителем налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с реализации за спорные налоговые периоды.
Доводы инспекции о мнимости либо притворности совершенных заявителем сделок и о сокрытии фактической реализации импортированных товаров материалами дела не подтверждены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 170 ГК РФ мнимой является сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
Фактов приобретения конкретными покупателями товаров непосредственно у заявителя, что могло бы свидетельствовать о мнимости совершенной между ООО "Инкомерц" и ООО "ТехноПлюс" сделки, мероприятиями налогового контроля не выявлено.
Не представлено в материалы дела и документов, свидетельствующих о том, что импортированные ООО "Инкомерц" товары приобретены у последнего непосредственно комиссионером ООО "ТехноПлюс". Напротив, документы, оформленные сторонами - договор комиссии, товарные накладные о передаче товаров на реализацию, отчеты комиссионера, свидетельствуют о возникновении между заявителем и ООО "ТехноПлюс" отношений по договору комиссии, а не по договору купли-продажи или поставки, и подтверждают реальное исполнение сторонами своих обязательств, что исключает возможность квалифицировать договор комиссии в качестве притворной сделки, совершенной с целью прикрыть другую сделку. Представленная в материалы дела копия бухгалтерского баланса ООО "ТехноПлюс" на 31.12.2007 свидетельствует о наличии у комиссионера остатков принятых на комиссию товаров, учитываемых на забалансовом счете 004.
В обоснование вывода о недостоверности представленных налогоплательщиком документов о совершенных хозяйственных операциях инспекция ссылается на то обстоятельство, что часть импортированных заявителем товаров со складов временного хранения была вывезена по конкретным адресам, установленным налоговым органом из полученных со складов временного хранения документов. К апелляционной жалобе инспекцией приложены копии документов, представленных СВХ ОАО "ПетроЛесПорт" по ГТД N 10216080/270397/П039034, N 10216080/290307/0040368. Налоговый орган указывает, что данные представленные документы свидетельствуют о том, что оказание услуг по перевозке грузов, импортированных заявителем по названным ГТД, осуществлялось по поручению ООО "Веста", что, по мнению инспекции, свидетельствует о реализации данного товара.
Вместе с тем, мероприятия налогового контроля в отношении ООО "Веста" инспекцией не произведены, документов, полученных от ООО "Веста" и свидетельствующих о приобретении названной организацией товаров у заявителя либо у иных лиц, налоговым органом в материалы дела не представлено.
Сам же факт перевозки товаров по адресам, указанным налоговым органом, не свидетельствует о реализации данных товаров, о чем правильно указал суд первой инстанции в вынесенном решении.
Приводимые инспекцией в вынесенных решениях и в апелляционной жалобе доводы о поступлении на расчетный счет ООО "ТехноПлюс" денежных средств за товары от третьих лиц ЗАО "Венеция", ООО "Спектр", ООО "Гравит", ООО "Марта", ООО "ПромТоргКомплект", ООО "Ракурс", ООО "Техносервис", ООО "Транском" также не свидетельствуют о мнимости либо притворности совершенной заявителем сделки и не подтверждают выводов налогового органа о реализации в полном объеме импортированных заявителем товаров.
Судом первой инстанции установлено, что денежные средства за реализованные товары поступали на расчетный счет общества с расчетного счета комиссионера - ООО "ТехноПлюс". Осуществление платежей в адрес ООО "ТехноПлюс" третьими лицами за приобретенные покупателем товары допускается статьей 313 ГК РФ, не противоречит законодательству РФ о налогах и сборах и не свидетельствует о недостоверности представленных обществом документов.
Документов от организаций, перечислявших денежные средства на расчетный счет ООО "ТехноПлюс", из которых можно было бы сделать вывод о приобретении данными организациями товаров, не отраженных как реализованные в представленных комиссионером отчетах, инспекцией в материалы дела не представлено.
Претензии налоговых органов к деятельности субкомиссионера ООО "Лентекс" и покупателя ООО "Промрегион" сами по себе также не являются доказательством доводов инспекции о мнимости или притворности сделки, заключенной заявителем с комиссионером ООО "ТехноПлюс".
Указанные организации не находятся с ООО "Инкомерц" в гражданско-правовых отношениях, являются самостоятельными юридическими лицами, за деятельность которых общество не может и не должно нести ответственности. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О установлено, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
При таких обстоятельствах суд считает, что инспекцией не представлено доказательств, опровергающих достоверность представленных заявителем документов о передаче товаров на реализацию комиссионеру и об их частичной реализации.
Выводы налогового органа о реализации товаров в полном объеме основаны на предположениях и не подтверждены документально, что исключает возможность использования этих выводов в качестве основания доначисления заявителю налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и налога с реализации.
Также не принимаются судом доводы налогового органа о недобросовестности ООО "Инкомерц" как налогоплательщика.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях на то, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.
Вследствие этого правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщика дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, что предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном НК РФ.
Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 N 53 также указал, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны.
Согласно пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение.
Обязанность по доказыванию предполагает представление налоговым органом доказательств, бесспорно подтверждающих, что действия налогоплательщика не имели экономического основания, а главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, вследствие чего действия налогоплательщика должны рассматриваться недобросовестными.
Налоговый орган не представил таких доказательств, поскольку, как установлено материалами дела, заявитель осуществлял операции с реальными, имеющими действительную стоимость товарами, фактически ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации с целью перепродажи.
Факт ввоза налогоплательщиком на таможенную территорию Российской Федерации реальных товаров и факт уплаты налога при их таможенном оформлении инспекция не оспаривает.
Наличие у ООО "Инкомерц" при импорте товаров цели их перепродажи инспекция также признает.
Как правильно отметил суд первой инстанции, доводы инспекции о мнимости или притворности совершенных ООО "Инкомерц" сделок не основаны на материалах дела.
Доводы налогового органа, касающиеся деятельности контрагентов заявителя (в частности, непредставление отчетности, отсутствие ликвидного имущества, складских помещений и др.), сами по себе, в отсутствие доказательств согласованности действий участников рассматриваемых операций и сведений, опровергающих реальность хозяйственных операций, не свидетельствуют о том, что единственной целью общества является необоснованное получение налоговой выгоды.
Доказательств невозможности реального осуществления налогоплательщиком отраженных в учете хозяйственных операций по приобретению и перепродаже товаров при заявленной численности кадрового состава, а также необходимости для осуществления таких операций на условиях, определенных контрактом с иностранным поставщиком и договором с комиссионером, складских помещений, транспортных средств, иных основных средств инспекцией не представлено.
Бесспорных доказательств совершения обществом и его контрагентами лишенных экономического содержания согласованных умышленных действий, направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели, создание условий для незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, в материалы дела не представлено.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно признал оспоренные ненормативные акты инспекции недействительными и, как следствие, обязал налоговый орган возместить налогоплательщику сумму налога на добавленную стоимость за спорные налоговые периоды путем зачета в счет уплаты имеющейся задолженности по налогу на добавленную стоимость за другие налоговые периоды и путем возврата на расчетный счет общества.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 265, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Инкомерц" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2008г. по делу N А56-19675/2008, производство по апелляционной жалобе прекратить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2008г. по делу N А56-19675/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19675/2008
Истец: ООО "Инкомерц"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу