г. Санкт-Петербург
18 сентября 2008 г. |
Дело N А56-18259/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей В.И. Желтянникова, И.А. Тимухиной,
при ведении протокола судебного заседания: Я.Ю. Олехнович,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6093/2008) ИП Казарян Вардгеса Арташовича
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.08г. по делу N А56-18259/2007 (судья Л.М. Капелькина), принятое
по заявлению ИПБОЮЛ Казарян Вардгеса Арташовича
заинтересованные лица: 1 - Управление Федерального агентства кадастра объектов по Ленинградской области,
2 - ФГУ "Земельная кадастровая палата" Ленинградской области
3-и лица: 1 - Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области,
2 - Региональный благотворительный фонд "Покровский",
3 - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области,
4 - ЛОГУ "Ленинградское областное управление лесным хозяйством",
5 - Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз),
о признании незаконными действий государственного округа,
при участии:
от заявителя: представителя Петровой М.А. по доверенности от 29.05.08г.,
от заинтересованных лиц: 1 - представителя Кокориной Т.А. по доверенности от 28.12.07г.,
2 - представителя Любецкого по доверенности от 09.04.08г.,
от 3-их лиц: 1 - представителя Васильевой М.С. по доверенности от 10.01.08г.,
2 - представителя Динова А.В. по доверенности от 01.10.07г.,
3 - представителя Лунёвой Е.Н. по доверенности от 15.07.08г.,
4 - представитель не явился, уведомлен телеграммами N N 1103, 1203,
5 - представителя Мартыненко Ф.Г. по доверенности от 28.07.08г.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Казарян Вардгес Арташович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Агентство кадастра) по внесению в государственный земельный кадастр изменений в наименование категории земель с земель лесного фонда на земли особо охраняемых территорий, а также об обязании Агентства кадастра внести в государственный земельный кадастр изменения в наименование категории земель в отношении земельного участка общей площадью 5 897 300 кв.м., кадастровый номер 47:07:06-12-001-0032, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Невский лесопарк (далее - земельный участок).
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции Предприниматель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просит признать недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (далее - ФАУФИ) от 13.04.07г. N 203 и обязать Агентство кадастра внести в государственный земельный кадастр изменения в наименование категории земель в отношении спорного земельного участка с земель особо охраняемых территорий на земли лесного фонда.
Заявленное уточнение принято судом в части обязания Агентства кадастра внести в государственный земельный кадастр изменения в наименование категории земель и отклонено в части признания недействительным распоряжения ФАУФИ как новое требование, не заявленное при первоначальном обращении с заявлением.
К участию в деле в качестве органа, чьи действия оспариваются, привлечено Агентство кадастра, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области (далее - Комитет по природным ресурсам) и Региональный благотворительный фонд "Покровский" (далее - Фонд).
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГУ "Земельная кадастровая палата" Ленинградской области (далее - Кадастровая палата), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФАУФИ, ЛОГУ "Ленинградское областное управление лесным хозяйством" (далее - Управление лесным хозяйством) и Федеральная служба лесного хозяйства России (далее - Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.08г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Предприниматель просит решение суда от 23.04.08г. отменить, заявленные требования удовлетворить на том основании, что спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда, в связи с чем оспариваемые действия Агентства кадастра являются незаконными вследствие несоблюдения последним процедуры перевода земель из категории земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ и пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". По мнению Предпринимателя, не являются обоснованными положенные в основу решения выводы арбитражного суда о том, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и соответствующие изменения в Государственный земельный кадастр могут быть внесены в порядке исправления технической ошибки, а оспариваемые действия являются незаконными только из-за несоблюдения порядка такого исправления.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Агентства кадастра, Кадастровой палаты, Комитета по природным ресурсам, Фонда, ФАУФИ, Рослесхоза в судебном заседании апелляционного суда против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
По мнению Агентства, решением Исполкома Ленгорсовета от 20.07.72г. N 660 территория памятника отнесена к землям парка общественного пользования с ландшафтными полянами, лесопарковыми насаждениями и усадебными постройками, входящими в состав памятника истории и культуры "Усадьба Зиновьевых". Кроме того, указанным выше решением были утверждены границы земельного участка, занимаемого объектом культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы Зиновьевых". На основании указанного выше решения и в соответствии со ст. 4 Земельного кодекса РСФСР земельный участок согласно земельно-учётным данным по целевому назначению был отнесён к категории земель - земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и историко-культурного назначения.
Представитель Кадастровой палаты, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылается на то, что земельный участок относится к категории особо охраняемых территорий в соответствии с решением Исполкома Ленгорсовета от 20.07.72г. N 660, указом Президента РФ от 20.02.95г. N 176 и решением Сессии Комитета всемирного наследия от 17.10.89г. N 540.
По мнению Комитета по природным ресурсам, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.11.07г. N 452 "Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ" установлено, что в границы Кировского лесничества не включён земельный участок площадью 589,73 га, на территории которого расположен памятник садово-паркового искусства "Ансамбль усадьбы Зиновьевых", входящий в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО "Исторический центр и памятники дворцово-парковой архитектуры предместий г. Санкт-Петербурга" и в соответствии с данными государственного земельного кадастра и государственной регистрации права относящийся к землям особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности.
Фонд полагает, что территория спорного земельного участка входит в состав объекта культурного наследия Ансамбль "Усадьба Зиновьевых", включённого в список объектов культурного наследия федерального значения постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР".
Рослесхоз ссылается на то, что в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 25.06.02г. 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РФ по состоянию на день вступления в силу указанного закона, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Представитель ФАУФИ в судебном заседании апелляционного суда поддержал позицию остальных заинтересованных лиц.
Представитель Управления лесным хозяйством в судебное заседание апелляционного суда не явился, дело рассматривалось в его отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела и заслушав мнения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующее.
06.04.04г. между Предпринимателем и ФГУ "Кировский лесхоз" Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Учреждение) заключен договор аренды участка лесного фонда N 11 (далее - Договор аренды N 11), в соответствии с которым Учреждение передало Предпринимателю в аренду участок лесного фонда на территории Ленинградской области Всеволожского района, расположенный в квартале N 47 (выдел 19) и в квартале N 51 (выдел 13) Невского лесничества Всеволожского парклесхоза общей площадью 0,86 га, в том числе леса 1 группы - 0,86 га, из них по категориям защитности: защитные полосы - 0,86 га (далее - земельный участок), для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
26.04.04 г. Договор зарегистрирован Ленинградской областной регистрационной палатой за номером 47-01\00-5\2004-1б6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 47-АА N 399311.
В дальнейшем на земельном участке Предпринимателем возведено нежилое здание площадью 376,4 кв.м., право собственности на которое подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.11.04 г. серии 47-АА N 498229.
30.03.05 г. между ФАУФИ и Фондом заключен договор аренды земельного участка за N 56-Н, в соответствии с которым ФАУФИ передало Фонду в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий общей площадью 46,7 га, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, д. Новосаратовка, Невский парклесхоз, для проведения изыскательских работ.
Как следует из материалов дела, в состав указанного участка входит земельный участок, переданный ранее Предпринимателю по Договору аренды N 11.
Факт отнесения переданного в аренду Фонду земельного участка к категории особо охраняемых территорий подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра от 02.03.07г. N 35/07-2-1323.
Ссылаясь на то, что предоставленный Предпринимателю земельный участок находится в границах земель лесного фонда, Предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, арбитражный суд первой инстанции исходил из факта несоблюдения уполномоченными государственными органами порядка исправления технической ошибки, допущенной при ведении земельного кадастра.
Вместе с тем, арбитражный суд констатировал, что кадастровый учёт земельного участка, предоставленного Предпринимателю и являющегося частью земель особо охраняемых территорий, был ошибочно произведён как относящегося к землям лесного фонда.
Апелляционный суд считает названный выше вывод арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.02 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ансамбли (четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи) являются одним из видов объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 5 указанного закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, относятся к землям историко-культурного назначения. В соответствии с п. 2 ст. 64 названного закона объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу Закона, были отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями указанного закона.
Территория переданного Предпринимателю земельного участка входит в состав земельного участка, который относится к объекту культурного наследия "Ансамбль усадьбы Зиновьевых" (далее - Усадьба). Указанный объект был включён в список объектов культурного наследия федерального значения постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР".
Кроме того, историко-культурный статус Усадьбы подтвержден указом Президента РФ от 20.02.95г. N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общественного) значения", в соответствии с которым памятники истории и культуры являются объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, подлежащими охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60 г.N 1327.
Согласно Решению Сессии Комитета всемирного наследия от 17.10.89г. N 540 Усадьба является объектом всемирного и культурного и природного наследия, что в соответствии с требованиями международного соглашения Российской Федерации и Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО влечет за собой необходимость защиты данного объекта со стороны государства на федеральном уровне.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 25.06.02 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу указанного закона, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 15 указанного закона сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия.
Также постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.74г. N 624 Усадьба включена в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного назначения.
В соответствии со ст. ст. 94, 99 Земельного кодекса РФ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения в составе земель особо охраняемых территории и объектов.
Таким образом, в силу прямого указания закона земельный участок в границах территории объекта культурного наследия по своему целевому назначению относится к землям историко-культурного назначения.
Кроме того, не представляются убедительными возражения Предпринимателя относительно того, что решением Исполнительного Комитета Ленгорсовета от 20.07.72г. N 660, положенным в основу оспариваемого вывода арбитражного суда первой инстанции, не были утверждены границы объекта культурного наследия, и данный вопрос находился вне компетенции названного государственного органа.
Проанализировав документы, полученные по запросу апелляционного суда из Санкт-Петербургского ГУ "Центральный государственный архив Санкт-Петербурга" (далее - Архив), апелляционный суд установил следующее.
На хранении в Архиве находилось решение Исполкома Ленгорсовета от 20.07.72г. N 660 "О памятниках архитектуры, находящихся вне объединённых охранных зон", согласно п. 1 которого были утверждены границы охранных зон и зон регулирования застройки для памятников архитектуры Ленинграда, находящиеся вне объединённых зон согласно приложению.
При этом Архивом представлен проект охранных зон и зон регулирования застройки вокруг памятников архитектуры Ленинграда, составной частью которого является план Невского лесопарка. Из названного плана следует, что на территории Невского лесопарка находятся как памятник архитектуры, так и парк-памятник архитектуры, а также установлены охранные зоны памятника архитектуры.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.02г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряжённой с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Данная норма, подлежащая применению в настоящем деле при оценке категории спорного земельного участка в порядке ст. 99 ЗК РФ, практически полностью повторяет и ранее действовавшее законодательство об охране памятников, а именно ст. 6 и 33 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
При таких обстоятельствах представленные Архивом документы также подтверждают нахождение на территории Невского лесопарка памятника истории и культуры.
Кроме того, в соответствии с указом Президента РФ от 05.05.97 г. N 452 "Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" местонахождением Усадьбы во Всеволожском районе указана пристань "Невский лесопарк".
Также факт нахождения спорного земельного участка Всеволожского парклесхоза в границах указанного объекта всемирного наследия ЮНЕСКО нашел отражение в мотивировочной части вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.05 г. по делу N А56-12951/05 о признании незаконным постановления Управления Росприроднадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении ООО "Балтстрой-2000", проводившего подрядные работы на указанном земельном участке.
Таким образом, земельный участок площадью 0,86 га., принадлежащий на праве аренды Казаряну В.А., расположен в 47-м квартале Всеволожского парклесхоза Невского лесничества и входит в состав участка Невского лесопарка площадью 5 897 294 кв.м. с кадастровым номером 47:07:06-12-001:0032, относящегося к категории земель особо охраняемых природных территорий с разрешенным использованием, которое определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра от 21.08.07г.
При выдаче Казаряну В.А. выписки из государственного земельного кадастра на земельный участок с кадастровым номером 47:07:06-12-001:0032 вследствие технической ошибки была указана категория "земли лесного фонда".
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.07г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является ошибкой в государственном кадастре недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости, если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 указанного закона, или в порядке информационного взаимодействия, если документами, содержащими такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции правомерно признал действия Агентства кадастра незаконными вследствие несоблюдения процедуры внесения изменений в земельный кадастр. При этом категория земель определена Агентством кадастра правомерно.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.08г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18259/2007
Истец: ИПБОЮЛ Казарян Вардгес Арташович
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" Ленинградской области, Управление Федерального агентства кадастра обьектов по Ленинградской области
Кредитор: Санкт-Петербургское ГУ "Центральный государственный архив Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Федеральную службу лесного хозяйства России (Рослесхоз), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области, Региональный благотворительный фонд "Покровский", ЛОГУ "Ленобллесхоз", ЛОГУ "Ленинградское областное управление лесным хозяйством", Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области, Департамент лесного хозяйства ФА "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1950/2021
01.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28863/20
19.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9571/2008
17.11.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9571/2008
24.03.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 3035/09
01.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-18259/2007
18.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6093/2008
23.04.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18259/07