г. Санкт-Петербург
22 сентября 2008 г. |
Дело N А21-1278/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2008 года
Состав суда изменен на основании докладной записки от 16.09.2008г. Дело рассмотрено сначала
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.А.Шульга
судей Г.В.Борисовой, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7782/2008) индивидуального предпринимателя Алдошиной Анжелики Владимировны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 июня 2008 года по делу N А21-1278/2007 (судья Л.П.Карамышева), принятое
по заявлению Калининградской областной таможни
к индивидуальному предпринимателю Алдошиной Анжелике Владимировне
о взыскании таможенных платежей
при участии:
от заявителя: представитель И.Ю.Кожевникова доверенность N 6 от 4.04.2008 удостоверение
от заинтересованного лица: не явился (извещен, телеграмма)
установил:
Калининградская таможня обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании за счет имущества (в том числе денежных средств) с индивидуального предпринимателя Алдошиной Анжелики Владимировны сумму неуплаченных таможенных платежей в размере 1 297 860,01 рублей, пени за просрочку исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в размере 169 889,88 рублей, а всего суммы 1 467 749,89 рублей в связи с неисполнением Алдошиной А.В. требования об уплате таможенных платежей от 16.11.2006 N 10205000/161106/0000147 (требование изложено с учетом уточнения).
Решением от 11 июля 2007 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2007 года решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 июля 2007 года по делу N А21-1278/2007 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2008 года решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 по делу N А21-1278/2007 отменены.
Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость проверить соответствие предъявленных к уплате сумм таможенных сборов, таможенных платежей и пеней действительной обязанности плательщика, для чего установить имеющие правовое значение факты с учетом казуального толкования закона, приведенного в постановлении кассационной инстанции.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 19 мая 2008 года суд произвел замену Калининградской таможни на правопреемника Калининградскую областную таможню в связи с реорганизацией.
При новом рассмотрении решением от 10 июня 2008 года суд взыскал с индивидуального предпринимателя Алдошиной Анжелики Владимировны в доход бюджета по требованию Калининградской областной таможни от 16.11.2006г. N 10205000/161106/0000147 неуплаченные таможенные платежи в сумме 1 297 860,01 рублей и пени в размере 169 889,88 рублей по ГТД N 10205030/200405/0011447, а также госпошлину в сумме 18 835,75 рублей.
Индивидуальный предприниматель Алдошина Анжелика Владимировна (далее - предприниматель) заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 июня 2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав Калининградской областной таможни (далее - таможенный орган) в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель заявила о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению ИП Алдошиной А.В., вывод суда о том, что она, как перевозчик, в данном случае несет ответственность по пункту 2 статьи 320 Таможенного кодекса Российской Федерации, является ошибочным, поскольку ответственность, в том числе и для перевозчика, по вышеназванной статье предусмотрена только в случаях, прямо предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации. Часть 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10.01.2006 N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ) к таковым случаям не относится, а предусмотренные ею ограничения Таможенный кодекс Российской Федерации не содержит. Следовательно, возложение на перевозчика соответствующей обязанности по уплате таможенных платежей не может быть признано основанной на законе. Кроме того, перемещение товара в полной мере отвечало требованиям процедуры МДП и требованиям таможенного законодательства РФ, о чем свидетельствует и выданное Ивановской таможней свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита. Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что международная перевозка товаров, была разрешена таможенными органами.
ИП Алдошина А.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилась, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель таможенного органа возражал против апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, седельный тягач "IVЕСО" 440YЕ42, 1998 года выпуска, VIN WJMM1VSJOOCO35907, полная масса 19000 кг, производство Испания, код товара по ТН ВЭД России -8701209012, объем двигателя - 13798,00 см куб., государственный регистрационный N М096УС/39, таможенная стоимость согласно графы 45 ГТД 409241 руб., оформлен в таможенном режиме свободной таможенной зоны по ГТД N 10208030/210405/0011447, зарегистрирован на территории Калининградской области, помещен под таможенный режим свободной экономической зоны, имеет таможенные ограничения при его использовании, о чем указано в свидетельстве о регистрации транспортного средства в виде записи: "ввоз в остальную часть таможенной территории и таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных платежей".
По договору аренды от 13.06.2006г. собственником указанное транспортное средство сдано в аренду предпринимателю Алдошиной А.В., проживающей в г. Калининграде и зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Московского района г. Калининграда 21.04.1998г. за номером 6284.
ИП Алдошина А.В. 15.07.2006 осуществила доставку груза по маршруту Литва - город Иваново с нарушением таможенного режима, под который это транспортное средство было помещено.
За указанное правонарушение предприниматель постановлением Ивановской таможни от 17.08.2006 привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое признано законным постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007 по делу N А21-5704/2006 (л.д.57-59).
Таможенным органом 15.07.2006г. в связи с нарушением предпринимателем требования части 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ направлено требование об уплате таможенных платежей от 16.11.2006 N 10205000/161106/0000147 в срок не позднее 08.12.2006 в сумме 1297860,01 руб., в том числе: сборы в сумме 1000 руб., ввозной пошлины - 1036607,31 руб., НДС - 260252, 70 руб., а также пеней в размере 61150,84 руб. за период с 16.07.2006 по 16.11.2006.
В установленный в требовании срок индивидуальный предприниматель Алдошина А.В. не уплатила задолженность, и таможенный орган обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя таможенного органа, апелляционный суд признал жалобу индивидуального предпринимателя Алдошиной А.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование таможенного органа, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10.01.2006г. N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ) таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются в ее пределах без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом.
В пункте 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ установлено, что моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при условии, что юридические лица и принадлежащие им транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области (часть 2 статьи 9 Закона).
Согласно пункту 6 статьи 23 Закона N 16-ФЗ действие положений статьи 15 Закона в отношении моторных транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу настоящего Федерального закона, в течение трех лет со дня его вступления в силу распространяется также на случаи, если указанные транспортные средства принадлежат физическим лицам, государственная регистрация которых в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлена в Калининградской области.
Довод предпринимателя о том, что в результате международной перевозки произошло перемещение, не ввоз с территории Литвы на территорию Российской Федерации седельного тягача "IVECO 440YE42", который в данном случае не является товаром для таможенных целей, а использовался именно как транспортное средство для перевозки товаров, признан апелляционной инстанцией ошибочным.
Как следует из материалов дела, предприниматель Алдошина А.В. использовала седельный тягач для международной перевозки грузов между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, что является нарушением условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области. В силу пункта 3 статьи 2, подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации транспортное средство в данном случае для таможенных целей имеет статус иностранного товара и не может соответствующим образом использоваться за пределами Калининградской области без изменения таможенного режима.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации.
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает: при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы (подпункт 1 пункта 1 статьи 319 ТК РФ).
Согласно статье 327 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований и условий, установленных Кодексом, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно - на день обнаружения таможенными органами таких товаров.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве налоговой базы используются таможенная стоимость товаров, их количество либо иные характеристики, используемые для определения налоговой базы, на день применения ставок таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Если определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости товаров, сумма таможенных платежей определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, количества или стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.
В силу пункта 4 статьи 320 Таможенного кодекса Российской Федерации при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.
Таким образом, предприниматель Алдошина А.В. обязана уплатить таможенные платежи не как перевозчик, а как лицо, незаконно переместившее товар через таможенную границу. Такая обязанность возникает независимо от того, является лицо собственником или арендатором транспортного средства.
Поскольку седельный тягач ввезен предпринимателем Алдошиной А.В. на остальную часть таможенной территории Российской Федерации с нарушением порядка, требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, при определении сумм подлежащих уплате таможенных платежей таможенный орган правомерно руководствовался пунктом 1 статьи 327 Таможенного кодекса Российской Федерации, т.е. применил ставки таможенных пошлин, налогов, действовавшие на день пересечения таможенной границы Российской Федерации - 15.07.2006г., а налоговая база определена по правилам пункта 2 статьи 327 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Расчет ввозной пошлины произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006г. N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" по ставке 2,2 евро за 1 куб.см объема двигателя, что составляет 1036607,31 руб.
В соответствии со статьей 160 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма таможенной стоимости товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
С учетом изложенного, НДС составляет 260 252,70 руб. (409241 руб. + 1036607,37 руб.* 18% = 260252,70 руб.).
Согласно статье 349 Таможенного кодекса Российской Федерации при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки.
За период с 16.07.2006г. по 11.07.2007г. пени составляют 169758,98 руб.
Таким образом, взысканию подлежат таможенные платежи в сумме 1296860,01 руб. и пени в сумме 169759,98 руб.
Как следует из пояснений таможенного органа, в требование об уплате таможенных платежей от 16 ноября 2006 г. N 10205000/161106/0000147 ошибочно включены сборы в сумме 1000 рублей. Данное обстоятельство не было учтено судом первой инстанции при принятии решения.
В связи с изложенным решение суда подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины суд относит на предпринимателя Алдошину А.В.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 июня 2008 года по делу N А21-1278/2007 изменить и изложить резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Алдошиной Анжелики Владимировны, ИНН 390700426738, проживающей по адресу: г. Калининград, пер. Снайперский, д. 2, род. 31.07.1975г. в п. Нивенское Багратионовского р-на Калининградской области, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 21.04.1998г. Администрацией Московского района г. Калининграда за N 6284, в пользу Калининградской областной таможни 1466618 руб. 99 коп. в том числе: 1296860 руб. 01 коп. таможенных платежей, 169758 руб. 98 коп. пеней.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Алдошиной Анжелики Владимировны, ИНН 390700426738, проживающей по адресу: г. Калининград, пер. Снайперский, д. 2, род. 31.07.1975г. в п. Нивенское Багратионовского р-на Калининградской области, в доход федерального бюджета 18824 руб. 23 коп. государственной пошлины.
Выдать индивидуальному предпринимателю Алдошиной Анжелике Владимировне справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 950 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1278/2007
Истец: Калининградская областная таможня
Ответчик: Индивидуальный предприниматель Алдошина Анжелика Владимировна
Кредитор: УФНС России по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-1278/2007
22.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12056/2007
12.02.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-1278/2007