г. Санкт-Петербург
26 сентября 2008 г. |
Дело N А21-2258/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожанина В.Б.
судей Медведева И.Г., Черемошкина В.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Казарян К.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8572/2008) МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.2008г. по делу N А21-2258/2008 (судья Можегова Н.А.), принятое
по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
к МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство"
о взыскании 4 467 807,32 руб.
при участии:
от истца: не явился
от ответчика: Батясов А.Г. по дов. N 32 от 18.09.2008г.
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области (далее - суд) с требованием к муниципальному унитарному предприятию "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - Предприятие, МУП "ВКХ") о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 4.467.807,32 руб. за 1-4 кварталы 2007 г.
Решением от 02.07.2008г. (судья Можегова Н.А.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме, размер государственной пошлины уменьшен до 100 руб. с учетом тяжелого материального положения Предприятия.
Предприятие обжаловало в апелляционном порядке указанное решение, которое просит отменить, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, в удовлетворении требований истца просит отказать.
В апелляционной жалобе её податель сослался на доводы, аналогичные указанным в отзыве:
- неосуществление Предприятием деятельности, связанной с удалением и обработкой сточных вод в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД);
- Расчет платы за 1-4 кварталы 2007 г., произведенный ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному округу" не основан на каких-либо фактических данных, свидетельствующих о самих сбросах, их объемах.
При этом податель апелляционной жалобы сослался также на нарушение Управлением Ростехнадзора сроков рассмотрения разрешения на сбросы с августа 2006 г., удовлетворение заявления МУП "ВКХ" о предоставлении предельно допустимых сбросов (ПДС) и временно согласованный сброс (ВСС) для Предприятия только в марте 2008 г., необоснованный расчет экологических платежей за 1-4 кварталы 2007 г. на сумму, выплатить которую Предприятие как убыточное не в состоянии уплатить, необоснованный отказ заявителя рассматривать вопросы зависимости уплаты платежей за различные виды негативного воздействия на окружающую среду от наличия или отсутствия у Предприятия прибыли.
Заявитель в отзыве просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Управление Ростехнадзора, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, представителей не направило, что не является в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ препятствием для рассмотрения по существу апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Суд первой инстанции, установив, что Предприятие в числе прочих видов деятельности, предусмотренных Уставом, осуществляет деятельность по снабжению потребителей питьевой водой и по отведению сточных вод, сделал вывод об оказании ответчиком в процессе своей производственной деятельности негативного воздействия на окружающую среду, которая осуществлялась в отсутствие нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, при отсутствии лимитов использования природных ресурсов. При этом расчёты платы за негативное воздействие на природную среду в орган Ростехнадзора в спорном периоде не представлялись, соответствующие платежи не производились.
Федеральным государственным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-западному федеральному округу" (ФГУ "ЦЛАТИ") на основе данных, представленных самим Предприятием, произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2007 г. Сумма платежей составила 4.467.807,32 руб.
Направленное Управлением 29.02.2008г. в адрес Предприятия требование о погашении указанной задолженности в течение пяти дней с момента получения требования, оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя подателя жалобы, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок) установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется по формулам, содержащимся в Инструктивно-методических указаниях, утвержденных Министерством природопользования Российской Федерации, согласованных Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190). Данные указания разработаны в соответствии с вышеуказанным Порядком.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Управление Ростехнадзора выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Суд обоснованно установил, что в результате своей хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" обязано осуществлять экологические платежи.
Доводы Предприятия об отсутствии оснований для отнесения его к субъектам экологических платежей опровергаются материалами дела, в частности, отчетом Предприятия формы N 2 - ТП "Сведения об использовании воды за 2007 год, предоставленным МУП "ВКХ", в таблице N 2 которого указано наименование приемника сточных вод: река Писса, а также отчетом Предприятия по аналитическому контролю за качеством сточных вод за 2007 год, где указано наименование организации - МУП "ВКХ", осуществляющая сброс сточных вод и наименование приемника - река Писса, данные по концентрации химических веществ сточных вод.
С учетом изложенного, доводы Предприятия о руководстве заявителем только данными ОКВЭД апелляционный суд считает неосновательными.
Не может согласиться апелляционный суд и с доводами подателя жалобы о необоснованности расчета платы.
В связи с отсутствием у Предприятия разрешения на выброс и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов Управлением Ростехнадзора обоснованно плата рассчитана как сверхлимитная.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного производства над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих вещества учитывается как сверхлимитная.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Указанная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 21.10.1993г. N 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
В части доводов подателя жалобы по вопросу об освобождении Предприятия от платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо отметить, что, определяя источник платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды, Порядок не предусматривает такого основания для освобождения от внесения платежей, как отсутствие прибыли или убыточность деятельности природопользователя.
Данный вопрос в отношении отсутствия прибыли нашел отражение в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Органы исполнительной власти по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ (данные функции в настоящее время возложены на Ростехнадзор) и Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора (данные функции в настоящее время возложены на Росптребнадзор) могут понижать размер платы за загрязнение окружающей среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ.
Однако, в настоящее время порядок предоставления льгот на уровне Правительства РФ законодательно не определен.
При этом апелляционный суд считает обоснованной ссылку заявителя на пункт 7.3 Инструктивно-методические указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Минприроды 26.01.1993г. и зарегистрированных в Минюсте 24.03.1993г., регистрационный номер 190, при решении вопроса об освобождении от платы за загрязнение или частичном понижении ее размеров следует руководствоваться условием соблюдения природопользователем установленных ему допустимых нормативных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов.
В соответствии с пунктом 7.4 Инструктивно-методических указаний от платы за загрязнение окружающей среды (или частичному понижению платы) могут освобождаться природопользователи, если они соблюдают установленные допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов.
При изложенных обстоятельствах решение от 02.07.2008г. является законным и обоснованным.
В связи с предоставлением Предприятию определением от 20.08.2008г. отсрочки уплаты госпошлины, госпошлина в размере 1.000 руб. подлежит взысканию с Предприятия в федеральный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.2008г. по делу N А21-2258/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" в доход федерального бюджета 1.000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2258/2008
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
Ответчик: МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области