Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 декабря 2008 г. N А21-2258/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2008 г. N А21-2258/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 23.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.2008 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А21-2258/2008,
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калининградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - Предприятие) 4 467 807 руб. 32 коп. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2007 года.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить судебные акты и в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для отнесения его к субъектам экологических платежей, а также на необоснованность расчета платежей.
Жалоба рассмотрена без участия представителей Управления и Предприятия, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, в связи с непредставлением Предприятием расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2007 года расчеты произведены Федеральным государственным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" на основе данных, представленных самим Предприятием.
Согласно расчетам, задолженность Предприятия по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды составила 4 467 807 руб. 32 коп.
Неисполнение Предприятием требования от 29.02.2008 N 982 об уплате задолженности явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у Предприятия в силу осуществляемой им деятельности обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и обоснованности представленного Управлением расчета.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 названного Федерального закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), которым установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
В соответствии с указанным Порядком Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, по которым производится расчет платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, непосредственно и через свои территориальные органы выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В рассматриваемом случае судами установлено, что у Предприятия отсутствует выданное в установленном порядке разрешение на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществляя деятельность по отведению сточных вод, Предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду при отсутствии утвержденных нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты (река Писса).
Следовательно, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о наличии у Предприятия в силу осуществляемой им деятельности обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая, что за 1-4 кварталы 2007 года Предприятием не представлялись расчеты названной платы, соответствующие платежи не производились, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности расчета платы в отношении всей массы загрязняющих веществ, учтенной как сверхлимитной.
Поскольку требование Управления от 29.02.2008 N 982 об уплате 4 467 807 руб. 32 коп. платежей природопользователем не исполнено, суды правомерно удовлетворили заявление о взыскании задолженности с Предприятия.
Судом апелляционной инстанции правильно не принят во внимание довод Предприятия об отсутствии прибыли, за счет которой, по мнению плательщика, должны производиться платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду. Как правильно указал суд, определяя источник платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды, Порядок не предусматривает такого основания для освобождения от внесения платежей, как отсутствие прибыли или убыточность деятельности природопользователя.
Доводы подателя жалобы об отсутствии оснований для отнесения Предприятия к субъектам экологических платежей и о необоснованности расчета платежей исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка обстоятельств дела, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А21-2258/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2008 г. N А21-2258/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника