г. Санкт-Петербург
10 октября 2008 г. |
Дело N А21-1184/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Баймухаметовой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-7363/2008, 13АП-7365/2008) Агентства по имуществу по Калининградской области, ОГУП "Предприятие хозяйственного обслуживания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.05.2008 г. по делу N А21-1184/2008 (судья Ю.Д. Залужная), принятое
по заявлению Территориального управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области
к Агентству по имуществу по Калининградской области
3-и лица: 1-ОГУП "Предприятие хозяйственного обслуживания", 2-Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области, 3-Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Калининградской области
о признании недействительным приказа N 154-пр от 29.03.2006 г., погашении регистрационной записи
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: представителя по доверенности от 09.01.2008 г. Коркина И.А.
от 3-х лиц: 1,2,3 - не явились (извещены)
установил:
Территориального управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным Приказа Агентства по имуществу по Калининградской области (далее - Агентство) от 29.03.2006 г. N 154-пр "О закреплении государственного имущества Калининградской области на праве хозяйственного ведения" и требованием о погашении записей о регистрации права хозяйственного ведения областного государственного унитарного предприятия "Предприятие хозяйственного обслуживания" (далее - Предприятия):
- на двухэтажное нежилое здание литер АА1а общей площадью 3733,5 кв.м. за N 39-39-01/063/2006-231 от 28.04.2006 г.;
-на одноэтажное здание литер Б общей площадью 93,9 кв.м. за N 39-39-01/063/2006-233 от 28.04.2006 г.;
-на одноэтажное нежилое здание лит.В общей площадью 4,0 кв.м. за N 39-39-01/063/2006-235 от 28.04.2006 г.;
-на одноэтажное нежилое здание литер Г общей площадью 274,1 кв.м. за N 39-39-01/063/2006-237 от 28.04.2006 г.;
-на одноэтажное нежилое здание лит.Д общей площадью 20,6 кв.м. за N 39-39-01/063/2006-239 от 28.04.2006 г.
К участию в деле в качестве ответчика привлечено Агентство, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Предприятие, Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области (далее - Управление), Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Калининградской области (далее - ТУ РосОЭЗ).
До принятия решения Территориальное управление заявило отказ от требований в части погашения регистрационных записей, который принят судом.
Решением от 30.05.2008 г. приказ Агентства N 154-пр от 29.03.2006 г. признан недействительным, в остальной части производство по делу прекращено.
Основанием удовлетворения заявления явился вывод суда о нарушении оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, поскольку препятствует аннулированию регистрационных записей и регистрации права собственности Российской Федерации на спорное имущество.
В апелляционных жалобах, поданных Агентством и Предприятием, указанные лица просят решение отменить и отказать в удовлетворении заявления. Податели жалоб оспаривают вывод суда, положенный в основу решения, полагая недоказанным факт наличия правовой заинтересованности заявителя в оспаривании ненормативного акта при неоспоренном в установленном порядке зарегистрированном праве собственности субъекта Российской Федерации - Калининградской области.
Территориальное управление в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель Агентства в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил.
Остальные лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.03.2006 г. Агентством издан приказ N 154-пр "О закреплении государственного имущества Калининградской области на праве хозяйственного ведения", которым за Предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено имущество Калининградской области, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Ген. Буткова, 19:
-литер "А", пл. 3618,1 кв.м.
-литер "А1", пл. 42,5 кв.м..
-литер "а", пл. 72,9 кв.м.,
-литер "Б", пл. 93,9 кв.м.,
-литер "В", состоящего из:
-нежилого здания пл.4,0 кв.м.;
-навеса - литер 6 площадью 5757 кв.м.;
-резервуара - литер 7 объемом 25 куб.м.;
-резервуара - литер 8 площадью 25 куб.м.
-литер "Г", пл. 274,1 кв.м.
-литер "Д", пл. 20,6 кв.м.
О наличии Приказа Территориальному управлению стало известно в рамках судебного разбирательства по делу N А21-69/2008 по заявлению Предприятия к Территориальному управлению о признании недействительным распоряжения Территориального управления от 16.11.2007 г. N 1028-р "О закреплении государственного имущества Российской Федерации на праве оперативного управления". Данным распоряжением снято с учета Территориального управления государственное имущество Российской Федерации в соответствии с приложением и закреплено на праве оперативного управления за ТУ РосОЭЗ. Согласно приложению перечень государственного имущества Российской Федерации, закрепленного на праве оперативного управления за ТУ РосОЭЗ, включает имущество из 11 объектов, находящееся по адресу: г.Калининград, ул.Ген. Буткова, д.19. Имущество передано ТУ РосОЭЗ по акту приема-передачи государственного имущества 16.11.2007 г.
Обращаясь с заявлением об оспаривании распоряжения от 16.11.2007 г. N 1028-р (т.1 л.д.135-136), Предприятие в подтверждение своего права хозяйственного ведения сослалось на свидетельства о государственной регистрации права от 28.04.2006 г. 39-АА N 379215, 39-АА N 379216, 39-АА N 379217, 39-АА N 379218, 39-АА N 379219. Указанные свидетельства (т.1, л.д.14-18) основанием приобретения права хозяйственного ведения указывают Приказ Агентства от 29.03.2006 г. N 154-пр и Акт приема-передачи от 29.03.2006 г.
Подтверждая права Российской Федерации на имущество реестром федерального имущества, Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании приказа N 154-пр от 29.03.2006 г. как нарушающего право собственности Российской Федерации и не соответствующего ст.ст.209, 214 и главе 19 Гражданского Кодекса РФ.
Основания недействительности приказа, указанные заявителем, содержат ссылки на п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", п.3 ч.2 Закона "О собственности РСФСР", п.11 ст.154 Федерального Закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также на вступившее в законную силу решение Калининградского областного суда от 03.07.2006 г., признавшего недействующим Закон Калининградской области от 07.03.2006 г. N 731 "О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области".
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 08.04.2008 г. производство по делу N А21-69/2008 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Агентства и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Под оспариванием зарегистрированного права по смыслу ст.2 Федерального Закона "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" понимается оспаривание не самого факта совершения регистрационных действий, а оспаривание основания приобретения права.
Из письма Агентства от 26.12.2007 г. N АБ-4886 (т.1, л.д.129) Территориальному управлению следует, что 29.03.2006 г. Агентством выдана выписка из реестра государственного имущества Калининградской области N 846-О (т.1, л.д.13) для регистрации Предприятием права хозяйственного владения на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Калининград, ул.Буткова, д.19 (лит.А-Д). Право хозяйственного ведения на указанное имущество зарегистрировано 28.04.2006 г. Решение Калининградского областного суда от 03.06.2006 г. N 3-91/2006, признавшее недействующим со дня принятия Закона Калининградской области от 07.03.2006 г. N 731, явилось основанием для исключения недвижимого имущества по адресу: ул.Ген. Буткова, д.19 из реестра государственного имущества Калининградской области. По состоянию на 24.12.2007 г. указанное имущество в реестре государственного имущества Калининградской области не значится.
С учетом данного обстоятельства, подтвержденного Агентством, у Территориального управления не имелось необходимости в оспаривании правомерности включения спорного имущества в реестр государственного имущества Калининградской области.
Поскольку спорное имущество исключено из реестра государственного имущества субъекта, доводы подателей жалоб со ссылкой на основание приобретения предприятием права хозяйственного ведения не имеют значения для дела и не требуют дополнительного исследования. Документом, подтверждающим право собственности субъектов федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Выводы суда об отнесении спорного имущества к собственности Российской Федерации основаны на системном толковании законодательства, регулирующего порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации с учетом положений ст.85 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г., ст.26.11 Федерального Закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предписывающим органам государственной власти субъекта в срок до 01.01.2008 г. обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 г. Федеральным Законом N 13-ФЗ и другими законами.
Факт нахождения в спорных помещениях ТУ Рос ОЭЗ установлен судом.
Поскольку из представленной справки ФГУП "Ростехинвентаризация" (Калининградское отделение) от 17.04.08г. N 22-2808 следует, что спорное имущество учтено за ОГУП "ПХО" на основании свидетельств о государственной регистрации права, выданных УФРС по Калининградской области, а данные свидетельства, в свою очередь, оформлены на основании приказа N 154-р от 29.03.06г., судом сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемый акт нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует аннулированию регистрационной записи и регистрации права собственности Российской Федерации на спорное имущество.
Мотивы, по которым суд отклонил заявление Предприятия о пропуске Территориальным управлением 3-месячного срока на оспаривание Приказа, приведены в решении и апелляционный суд с ними согласен.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушений норм материального и процессуального права, обстоятельства дела установлены на основании полного исследования доказательств, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.05.2008 г. по делу N А21-1184/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1184/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области
Ответчик: Агентство по имуществу по Калининградской области
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Калининградской области, ОГУП "Предприятие хозяйственного обслуживания"