г. Санкт-Петербург
07 октября 2008 г. |
Дело N А21-2259/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Харенко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Теплоэнергетика" (регистрационный номер 13АП-8571/2008) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2008 г. по делу N А21-2259/2008 (судья Можегова Н.А.), принятое
по иску Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
к МУП "Теплоэнергетика"
о взыскании 1 339 083 руб. 60 коп.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (далее - Управление) обратилось с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергетика" (далее - МУП "Теплоэнергетика") 1 339 083 руб., 60 коп. составляющих платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 г.
До вынесения решения по существу спора истец уменьшил размер исковых требований до 1 299 083 руб. 60 коп. в связи с частичной оплатой.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.2008 г. исковые требования удовлетворены в сумме 1 299 083 руб. 60 коп.
МУП "Теплоэнергетика" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, в которой указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Суд не учел то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 7.5.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, ответчик как природопользователь, осуществляющий выбросы, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения, может освобождаться от платы за объемы выбросов.
Плата за загрязнение окружающей среды начисляется как сверхлимитная, и должна взыскиваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассматривается по существу изложенных в ней доводов в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил правильность решения и отсутствие оснований для отмены либо изменения решения.
Суд первой инстанции, установив, что МУП "Теплоэнергетика" в числе прочих видов деятельности, предусмотренных Уставом, осуществляет деятельность по теплоснабжению потребителей, сделал вывод об оказании ответчиком в процессе своей производственной деятельности негативного воздействия на окружающую среду, которая осуществлялась в отсутствие нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, при отсутствии лимитов использования природных ресурсов. При этом производственная деятельность осуществляется предприятием в отсутствие нормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, при отсутствии лимитов использования природных ресурсов.
Согласно расчету, представленному Управлению самим МУП "Теплоэнергетика", плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 г. составила 1 339 083 руб. 60 коп.
Направленное Управлением 11.02.2008 г. в адрес МУП "Теплоэнергетика" требование о погашении указанной задолженности в течение пяти дней с момента получения требования, оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Платежным поручением N 125 от 22.02.2008 г. ответчик в счет погашения задолженности за 4 квартал 2007 г. оплатил истцу 40 000 руб., в остальной части задолженность на дату вынесения решения погашены не была.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок) установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется по формулам, содержащимся в Инструктивно-методических указаниях, утвержденных Министерством природопользования Российской Федерации, согласованных Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190). Данные указания разработаны в соответствии с вышеуказанным Порядком.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Управление Ростехнадзора выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Суд обоснованно установил, что в результате своей хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" обязано осуществлять экологические платежи.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами подателя жалобы о том, что суд, признав правомерность расчета платежей как сверхлимитных, не принял во внимание то обстоятельство, что платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли природопользователя.
В связи с отсутствием у МУП "Теплоэнергетика" разрешения на выброс и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов плата правильно рассчитана как сверхлимитная.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного производства над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих вещества учитывается как сверхлимитная.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Указанная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 21.10.1993г. N 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
В части доводов подателя жалобы по вопросу об освобождении МУП "Теплоэнергетика" от платы за негативное воздействие на окружающую среду суд установил следующее.
Органы исполнительной власти по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ (данные функции в настоящее время возложены на Ростехнадзор) и Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора (данные функции в настоящее время возложены на Росптребнадзор) могут понижать размер платы за загрязнение окружающей среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ.
При этом согласно пункту 7.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Минприроды 26.01.1993 г. и зарегистрированных в Минюсте 24.03.1993 г., регистрационный номер 190, при решении вопроса об освобождении от платы за загрязнение или частичном понижении ее размеров следует руководствоваться условием соблюдения природопользователем установленных ему допустимых нормативных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов.
В соответствии с пунктом 7.4 Инструктивно-методических указаний от платы за загрязнение окружающей среды (или частичному понижению платы) могут освобождаться природопользователи, если они соблюдают установленные допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов.
Однако, в настоящее время порядок предоставления льгот на уровне Правительства РФ законодательно не определен. При отсутствии лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов плата правомерно рассчитана как сверхлимитная, поскольку отсутствует объективная возможность разграничения объема негативного воздействия на окружающую среду на предельно допустимое и сверх установленных норм.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что обжалуемые судебный акт основан на имеющихся в деле доказательствах, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права.
Обстоятельства, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Теплоэнергетика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2259/2008
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
Ответчик: МУП "Теплоэнергетика"