г. Санкт-Петербург
28 октября 2008 г. |
Дело N А56-14166/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8682/2008) (заявление) Межрайонной ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2008 по делу N А56-14166/2008 (судья Т. В. Галкина), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Завод имени А.А.Кулакова"
к Межрайонной ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Крылова Е. Е. (доверенность от 14.02.2008 N 24)
Куликов А. А. (доверенность от 08.05.2008 N 31)
от ответчика: Йонаш Е. А. (доверенность от 22.09.2008 N 20-05/38518)
установил:
Открытое акционерное общество "Завод имени А. А. Кулакова" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 08.05.2008 N 7.12/0149 в части взыскания налога на прибыль в сумме 132 424 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 80 200 руб., единого социального налога в сумме 34 580 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 18 620 руб., пени в размере 39 685 руб., уменьшения исчисленного в завышенных размерах налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению из бюджета в размере 19 117 руб.
Решением от 15.07.2008 суд удовлетворил заявление.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 15.07.2008 о признании недействительным решения Инспекции от 08.05.2008 N 7.12/0149 в части взыскания единого социального налога в сумме 34 580 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 18 620 руб., пени в сумме 39 685 руб., ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, налога на имущество, земельного налога за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, правильности исчисления, удержания, полноты и своревременности перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 по 01.09.2007, полноты, достоверности и своевременности представления сведений о доходах физических лиц за 2005 - 2006 годы, правильности определения, полноты, своевременности исчисления налоговой базы по единому социальному налогу и единого социального налога за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, полноты, своевременности и достоверности представления расчетов по авансовым платежам за 2005 - 2006 годы и налоговых деклараций по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 - 2006 годы, правомерности применения налогового вычета (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) за 2005 - 2006 годы, правомерности применения налоговых льгот за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 - 2006 годы, правильности исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2006.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 15.04.2008 N 7.12/0149 и вынесено решение от 08.05.2008 N 7.12/0149 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись частично с законностью вынесенного Инспекцией решения, Общество обратилось с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Инспекцией установлено, что заявителем в 2006 году на основании приказов генерального директора начислялись и выплачивались суммы материальной помощи работникам за счет чистой прибыли, оставшейся в распоряжении Общества после налогообложения, которые не облагались единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. По мнению Инспекции, выплаты работникам в виде материальной помощи за высокие производственные показатели, за успешное выполнение работы по производственным заказам являются выплатами, непосредственно связанными с выполнением трудовой функции и носят производственный характер, следовательно, данные выплаты следует рассматривать, как поощрение работников и их стимулирование к дальнейшей деятельности, то есть такие выплаты являются частью оплаты труда.
Суд, удовлетворяя заявление в обжалуемой части, исходил из того, что выплаты работникам в виде материальной помощи произведены Обществом в 2006 году за счет чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после исполнения налоговых обязанностей, согласно пунктам 1 и 23 статьи 270 НК РФ они не учитываются в целях налогообложения прибыли. Такие выплаты в силу пункта 3 статьи 236 НК РФ не признаются объектом обложения единым социальным налогом, а также страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 236 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в пункте 1 названной статьи выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Вопрос об отнесении спорных выплат к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, решается на основании норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 252 НК РФ предусмотрено, что расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы (пункт 2 статьи 253 НК РФ).
В соответствии со статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. К расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, и начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. В пункте 25 статьи 255 НК РФ указано, что к названным расходам относятся и другие виды расходов, произведенных в пользу работников, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (пункты 2 и 3 статьи 255 НК РФ).
Таким образом, организация вправе учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли суммы стимулирующего и (или) компенсирующего характера, выплачиваемые работникам, если такие выплаты предусмотрены коллективным и (или) трудовым договорами.
В то же время в пункте 1 статьи 270 НК РФ (в редакции Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, действие которой распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2005) указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения.
Таким образом, любые расходы, осуществленные за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, независимо от характера таких расходов не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.
В данном случае судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и установлено решением Инспекции, что суммы материальной помощи работникам в 2006 году начислялись и выплачивались в соответствии с утвержденной сметой выплат социального характера на 2006 год на основании приказов генерального директора Общества за счет чистой прибыли - прибыли прошлых лет, оставшейся в распоряжении Общества после налогообложения.
Следовательно, указанные выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в силу пункта 1 статьи 270 и пункта 3 статьи 236 НК РФ.
Не может быть признан обоснованным довод налогового органа о том, что спорные выплаты являются частью оплаты труда работников, поскольку они не урегулированы ни коллективным договором, ни трудовыми договорами, ни Положением об оплате труда, гарантиях и компенсациях, утвержденным Приказом генерального директора Общества от 25.09.2006 N 100А.
При таких обстоятельствах, у Инспекции не было законных оснований для доначисления Обществу единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и суд первой инстанции обоснованно признал решение Инспекции в обжалуемой части недействительным.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для изменения или отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2008 по делу N А56-14166/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14166/2008
Истец: ОАО "Завод имени А.А.Кулакова"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8682/2008