г. Санкт-Петербург
05 ноября 2008 г. |
Дело N А42-3616/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10002/2008) (заявление) ГУ - УПФ РФ по г. Мончегорску мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.08.2008 по делу N А42-3616/2008 (судья А. А. Романова), принятое
по иску (заявлению) ГУ -УПФ РФ в г. Мончегорске Мурманской области
к ИП Михайлову Владиславу Александровичу
о взыскании 184,80 руб.
при участии:
от заявителя: Обрядин И. В. (доверенность от 25.12.2007 N 154)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мончегорске Мурманской области (далее - УПФ) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Михайлова Владислава Александровича (далее - Предприниматель) штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 184 руб. 80 коп.
Решением от 11.08.2008 суд взыскал с Предпринимателя в пользу УПФ штраф в сумме 180 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе УПФ просит отменить решение от 11.08.2008 в части отказа ему в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель УПФ поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УПФ проведена камеральная проверка своевременности представления В. А. Михайловым сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. В ходе проверки установлено, что необходимые сведения за 2007 год Предпринимателем не представлены.
По результатам проверки УПФ составлен акт камеральной проверки от 21.04.2008 N 60 и вынесено решение от 19.05.2008 N 45 о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 184 руб. 80 коп.
На основании указанного решения УПФ выставлено требование от 19.05.2008 N 45, которым Предпринимателю предложено уплатить указанную сумму штрафа в добровольном порядке в срок до 10.06.2008.
Поскольку в установленный требованием срок штраф Предпринимателем не уплачен, УПФ обратилось с заявлением в суд.
Суд, посчитав, что Предприниматель обоснованно привлечен к ответственности за непредставления сведений, необходимых для осуществления (индивидуального) персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 180 руб., удовлетворил заявление в данной части, в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что обязанность индивидуальных предпринимателей оплачивать фиксированный платеж в размере, превышающем минимальный, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) не предусмотрена и штрафные санкции за непредставление индивидуальных сведений за 2007 год подлежат начислению исходя из суммы фиксированного платежа в минимальном размере.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда в обжалуемой части не соответствует нормам действующего законодательства.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.
Одновременно в статье 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.
В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, представляются вместе с копией платежного документа.
В соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Во исполнение указанной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Проверкой УПФ установлено и материалами дела подтверждено, что Предприниматель не представил в установленный действующим законодательством срок индивидуальные сведения за 2007 год, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что за указанное нарушение УПФ обоснованно привлекло Предпринимателя к ответственности в виде штрафа, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Вместе с тем, суд посчитал, что штраф, взыскиваемый УПФ, не обоснован по размеру, поскольку штраф должен рассчитываться не из суммы фиксированного платежа, подлежащего уплате Предпринимателем за отчетный год, а из суммы фиксированного платежа в минимальном размере.
Апелляционная инстанция считает указанный вывод суда не обоснованным и не соответствующим нормам материального права.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 168-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Стоимость страхового года на 2007 год в размере 1 848 руб. утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2007 N 156.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 167-ФЗ указано, что порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148.
В соответствии с пунктом 3 названных Правил размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12. В случае если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного статьей 28 Закона N 167-ФЗ, уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.
Фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года (пункт 4 Правил). Уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии (пункт 5 Правил).
Таким образом, Закон N 167-ФЗ предусматривает уплату индивидуальными предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа (пункт 1 статьи 28), не предоставляя при этом права выбора уплачивать страховые взносы в минимальном размере, либо в размере, превышающем минимальный.
Обязанность уплаты предпринимателями страховых взносов минимальном размере, либо в размере, превышающем минимальный, обусловлена только стоимостью страхового года, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации, исходя из которой рассчитывается ежемесячный размер фиксированного платежа.
Учитывая, что в 2007 году размер фиксированного платежа на месяц составил 154 руб. (1 848 руб./12мес.), а, следовательно, превысил размер минимальный размер фиксированного платежа - 150 руб. в месяц, фиксированный платеж в силу действующих норм законодательства должен уплачиваться Предпринимателем в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
При таких обстоятельствах, штраф, подлежащий взысканию с Предпринимателя в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует исчислять из суммы фиксированного платежа в размере 1 848 руб., который должен быть уплачен Предпринимателем за 2007 год. Сумма штрафа за допущенное Предпринимателем нарушение законодательства составит в данном случае 184 руб. 80 коп.
Учитывая изложенное, основания для отказа УПФ в удовлетворении заявления в части взыскания с Предпринимателя штрафа в размере 4 руб. 80 коп. у суда первой инстанции отсутствовали.
Не могут быть признаны обоснованными ссылки суда на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О, от 12.05.2005 N 182-О, от 12.04.2005 N 164-О и N 165-О, от 12.05.2005 N 183-О, на пункты 2 и 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела обстоятельства, препятствующие в соответствии с указанными актами взиманию с Предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, направляемого на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, отсутствуют.
Необоснованным является вывод суда о том, что исчисляя штраф с суммы фиксированного платежа в размере, превышающем его минимальный размер, УПФ тем самым фактически обязывает Предпринимателя уплатить фиксированный платеж в размере, который не будет учитываться при предоставлении различных налоговых вычетов. Указанный вывод противоречит нормам действующего законодательства, в частности, положениям пункта 3 статьи 346.21, пункта 2 статьи 346.32 НК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене, а апелляционная жалоба УПФ - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 п.2, 270 п.п.4 ч.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.08.2008 по делу N А42-3616/2008 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с предпринимателя Михайлова Владислава Александровича (ИНН 510701054276, 18.02.1967 года рождения, проживающего по адресу: Мурманская область, г. Мончегорск, наб. Климентьева, д.5, кв.180, в доход Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мончегорске Мурманской области, штраф в сумме 4 руб. 80 коп. и госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 50 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3616/2008
Истец: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мончегорске Мурманской области
Ответчик: ИП Михайлов Владислав Александрович
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10002/2008