г. Санкт-Петербург
01 ноября 2008 г. |
Дело N А56-14067/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9053/2008) ООО "ТД "Содружество" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2008 по делу N А56-14067/2008 (судья Савинова Е.В.), принятое
по иску ООО "Торговый дом "Содружество"
к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
3-и лица: ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга", Законодательное собрание Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга
о признании недействительным распоряжения
при участии:
от истца (заявителя): Крупицкий Ю.Н. - доверенность N 7 от 20.10.2008;
от ответчика (должника): Баженова Ю.С. - доверенность N 32145-42 от 29.10.2007;
от 3-их лицц: Чуватина Е.В. - доверенность N 7463/28 от 29.12.2007; Гринева В.М. - доверенность N 14-юр от 10.01.2008; Баженова Ю.С. - доверенность N 07-125/39 от 15.01.2008;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Содружество" (далее - ООО "ТД "Содружество", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению городским имуществом (далее - КУГИ, ответчик) от 04.04.2008 N 474-рз.
Определением суда от 10.07.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга", Правительство Санкт-Петербурга и Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Решением суда от 07.08.2008 заявление ООО "ТД "Содружество" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "ТД "Содружество", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО "ТД "Содружество". По мнению подателя жалобы, КУГИ не предоставлены полномочия по распоряжению имуществом, принадлежащим г.Санкт-Петербургу. Распоряжением N 474-рз от 04.04.2008 нарушены положения пункта 5 статьи 13, пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ (далее - Закон N 178-ФЗ), поскольку на покупателя возложена обязанность по совершению определенных действий (осуществить снос здания и строительство нового объекта недвижимости, либо осуществить реконструкцию здания в установленные сроки). На заявителя распространяются действия Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", в соответствии с которым заявитель обладает существенными льготами для приватизации соответствующего объекта, а оспариваемое распоряжение лишает его этой возможности.
В судебном заседании представитель ООО "ТД "Содружество" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители КУГИ, ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и Правительства Сангкт-Петербурга просили жалобу заявителя оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга пояснил, что у Законодательного собрания Санкт-Петербурга отсутствует материально-правовая связь как с ООО "ТД "Содружество", так и с КУГИ Санкт-Петербурга, в связи с чем, результаты рассмотрения жалобы заявителя не повлекут для Законодательного собрания Санкт-Петербурга никаких последствий.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "ТД "Содружество" (арендатор) и КУГИ Санкт-Петербурга (арендодатель) 24.06.2002 заключен договор аренды N 07-А001700. В соответствии с данным договором арендодатель на основании распоряжения председателя КУГИ от 20.06.2002 N 1130-р обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование объект нежилого фонда - нежилое помещение (здание, сооружение (объект)), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Леспопарковая ул., д. 20, литер А, здание целиком, кадастровый N 78:6138А:0:6, для использования под нежилые цели. Общая площадь, сдаваемая в аренду, составляет 414,8 кв.м.
04.04.2008 КУГИ Санкт-Петербурга на основании Закона N 178-ФЗ, Закона Санкт-Петербурга от 10.03.2005 N 59-15 "О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга" (далее Закон N 59-15), распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2003 N 33-рп "О продаже на торгах расселенных зданий и земельных участков, на которых они расположены" принято распоряжение N 474-рз "О продаже объекта нежилого фонда одновременно с отчуждением покупателю земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Лесопарковая ул., д.20, лит.А".
Указанным распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга решило
1. Осуществить продажу объекта нежилого фонда - одноэтажного здания, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: 195043, Санкт-Петербург, ул. Лесопарковая, дом 20, литера А, общей площадью 426,8 кв. м, кадастровый номер 78:6138А:0:6 (далее - Объект), совместно с земельным участком из земель населенных пунктов, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лесопарковая, дом 20, литера А, кадастровый номер 78:6138А:5, площадью 1548 кв. м (далее - Земельный участок), занимаемым Объектом и необходимым для его использования.
2. Утвердить перечень обременений (ограничений) Объекта и Земельного участка, подлежащих включению в информационное сообщение и договор купли-продажи, согласно приложению (не приводится).
3. Определить:
3.1. Способ отчуждения Объекта и Земельного участка: продажа государственного имущества на аукционе.
3.2. Форму подачи предложений о цене: открытая.
3.3. Форму платежа: единовременно.
3.4. Срок продажи: II кв. 2008 г. - III кв. 2008 г.
4. Считать настоящее распоряжение решением об условиях приватизации.
5. Открытому акционерному обществу "Фонд имущества Санкт-Петербурга" (далее - ОАО "Фонд имущества"):
5.1. Обеспечить проведение оценки рыночной стоимости Объекта и Земельного участка с учетом обременений (ограничений), утвержденных пунктом 2 распоряжения, и осуществить необходимые действия по реализации пунктов 1, 3 распоряжения.
5.2. Включить в качестве существенного условия в договор купли-продажи Объекта и Земельного участка обязанность покупателя осуществить снос Объекта в течение 6 месяцев с момента заключения договора купли-продажи и возвести на освобожденном Земельном участке объект недвижимости в течение 42 месяцев с момента заключения договора купли-продажи или реконструкцию Объекта в течение 42 месяцев с момента заключения договора купли-продажи, предусмотрев в качестве последствия невыполнения данного условия расторжение договора купли-продажи с возвратом Объекта и Земельного участка в государственную собственность.
5.3. Обеспечить ознакомление претендентов на участие в аукционе с обременениями (ограничениями), указанными в пункте 2 распоряжения, и с условиями договора купли-продажи.
6. Распоряжение КУГИ от 13.09.2005 N 1276-рз признать утратившим силу.
Считая принятое КУГИ распоряжение N 474-рз от 04.04.2008 недействительным, в силу того, что оно нарушает права и законные интересы ООО "ТД "Содружество" и не соответствует действующему законодательству, ООО "ТД "Содружество" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая ООО "ТД "Содружество" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение, не противоречащее положениям статей 209 и 617 Гражданского кодекса РФ, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО "ТД "Содружество".
Из материалов дела явствует, что объекты продажи - одноэтажное здание и земельный участок, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лесопарковая, д.20, лит.А являются имуществом казны Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На момент вынесения оспариваемого распоряжения приватизация государственного и муниципального имущества регулировалась Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 14 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного имущества; в соответствии с пунктом 2 статьи 6 того же Закона компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 10.03.2005 N 59-15 "О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга" полномочия по осуществлению приватизации имущества Санкт-Петербурга в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в том числе по принятию решения об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга, предоставлены Правительству, которое Постановлением от 31.08.2005 N 1269 установило, что Комитет по управлению городским имуществом является уполномоченным органом в сфере приватизации имущества Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2005 N 59-15 "О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга".
С учетом изложенного довод заявителя о том, что у КУГИ отсутствовали полномочия для принятия оспариваемого распоряжения, является несостоятельным и отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 59-15 решения об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга, сведения о котором в соответствии с пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга подлежат включению в программу приватизации, принимаются в соответствии с утвержденной программой приватизации.
Решения об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга, сведения о котором не подлежат включению в программу приватизации, принимаются на основании законодательства Российской Федерации и законодательства Санкт-Петербурга.
В данном случае объекты недвижимости, в отношении которых принято оспариваемое заявителем распоряжение, не относятся к категории имущества, сведения о котором в соответствии с пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга подлежат включению в программу приватизации, в связи с чем, КУГИ правомерно на основании Закона Санкт-Петербурга N 59-15 приняло решение об условиях продажи государственного имущества Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона N 178-ФЗ приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Закона N 178-ФЗ одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа на аукционе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 178-ФЗ на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
В данном случае распоряжение N 474-рз от 04.04.2008 не содержит положений, устанавливающих, что исполнение покупателем условий, предусмотренных пунктом 5.2 распоряжения N 414-рз, является необходимым основанием для приобретения права собственности на объекты продажи.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о нарушении оспариваемым распоряжением законных прав и интересов ООО "ТД "Содружество".
Правоотношения сторон, касающиеся владения и пользования спорным объектом, относятся к арендным отношениям.
Права арендатора имущества в случае перехода права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу защищаются статьей 617 Гражданского кодекса РФ, согласно которой данное обстоятельство не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. После приватизации имущества ранее заключенные в отношении него договоры аренды сохраняются, поэтому приватизацией имущества права заявителя как арендатора не нарушаются.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт, решение и действие (бездействие) могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
Судом первой инстанции при рассмотрении данного дела правомерно установлено, что оспариваемое заявителем распоряжение N 474-рз от 04.04.2008 принято уполномоченным органом с соблюдением положений действующего законодательства, законные права и интересы заявителя при этом не нарушены.
Ссылка подателя жалобы на положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, как на подтверждение нарушения его законных прав и интересов при вынесении оспариваемого распоряжения, является необоснованной, поскольку данный Закон вступил в силу с 5 августа 2008 г., то есть после вынесения распоряжения КУГИ N 474-рз от 04.04.2008.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2008 по делу N А56-14067/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14067/2008
Истец: ООО "Торговый дом "Содружество"
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
Третье лицо: Правительство Санкт-Петербурга, ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга", Законодательное собрание Санкт-Петербурга