г. Санкт-Петербург |
|
27 ноября 2008 г. |
Дело N А21-3607/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Долониной С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10072/2008) Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.08.2008г. по делу N А21-3607/2008(судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Насыровой А.Н.
к 1. Администрации городского округа "Город Калининград", 2. Комитету муниципального имущества г. Калининграда, 3. Комитету архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Калининград", 4. МУП "Городской центр геодезии"
о признании незаконным отказа в формировании и предоставлении земельного участка под строительство
при участии:
от истца: Насырова М.Н. (доверенность б/н от 29.07.2008г., паспорт)
от первого ответчика: Шидаковой А.Э. (доверенность N 1532/ж от 14.11.2008г., паспорт), от второго ответчика: Шидаковой А.Э. (доверенность N 01-34/55 от 14.11.2008г., паспорт), от третьего ответчика: не явился (извещен), от четвертого ответчика: не явился (извещен)
установил:
Индивидуальный предприниматель Насырова А.Н. (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа "Город Калининград", Комитета муниципального имущества Администрации городского округа "Город Калининград", Комитета архитектуры и градостроительства Администрации городского округа "Город Калининград", МУП "Городской центр геодезии", связанного с неформированием границ земельного участка под строительство гостинично-досугового комплекса по улице Литовский вал в Ленинградском районе города Калининграда, постановке данного участка на кадастровый учет; обязании ответчиков сформировать для строительства гостинично-досугового комплекса Насыровой Л.Н. земельный участок по ул. Литовский вал в Ленинградском районе города Калининграда в границах определенных проектом границ места размещения объекта, изготовленным 13.10.2005 года МУП "Городской центр геодезии", утвержденным главным архитектором города Калининграде 2.11.2005 года, установленным и закрепленным на местности МУП "Городской центр геодезии" 23.11.2005 года, а именно участок площадью 0,7375 га., в.т.ч. охранная зона инженерных коммуникаций чЛ. 0,0063 га., ч. 2 0,0017 га., водоохранная зона ч. 3 0,0706 га., с разрешенным использованием -под строительство гостинично-досугового комплекса и поставить данный земельный участок на кадастровый учет. Также предприниматель просила суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Город Калининград" по предоставлению ИП Насыровой А.Н. для строительства гостинично-досугового комплекса земельного участка по улице Литовский вал в Ленинградском районе города Калининграда; обязании Администрации муниципального образования "Город Калининград" предоставить ИП Насыровой А.Н. в аренду для строительства гостиничыо-досугового комплекса земельный участок по улице Литовский вал в Ленинградском районе города Калининграда в границах определенных проектом границ места размещения объекта, изготовленным 13.10.2005 года МУП "Городской центр геодезии", утвержденным главным архитектором города Калининграда 2.11.2005 года, установленным и закрепленным на местности МУП "Городской центр геодезии" 23.11.2005 года, а именно участок площадью 0,7375 га., в.т.ч. охранная зона инженерных коммуникаций ч.1. 0,0063 га., ч. 2 0,0017 га., водоохранная зона ч. 3 0,0706 га., с разрешенным использованием - под строительство гостинично-досугового комплекса.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.08.2008г. по делу N А21-3607/2008 заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение Администрацией городского округа "Город Калининград" подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильное применение норм материального права, просит принятый по делу судебный акт отменить. В апелляционной жалобе податель указывает, что трехлетний срок предварительного согласования места размещения объекта истек. Администрация также ссылается на наличие ограничений на предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка, в связи с наличием на прилегающем земельном участке здания - памятника бастиона "Грольман" с предмостным укреплением, которое согласно Приложению N 1 "Объекты культурного наследия Калининградской области, подлежащие государственной охране как объекты регионального значения" к Постановлению Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 г. N 132 является объектом культурного наследия Калининградской области, подлежащим государственной охране, как объект регионального значения на территории муниципального образования "Город Калининград". По мнению Администрации, судом не дана оценка тому факту, что испрашиваемый заявителем земельный участок по генеральному плану города Калининграда, утвержденному решением городского Совета N 69 от 22.02.2006г. согласно градостроительному зонированию находится в рекреационной зоне 2401, парки и парковые зоны, в исторической природной озелененной территории - ландшафтный комплекс "Зеленый пояс архитектора Э. Шнайдера". Историко-культурная экспертиза, позволяющая разрешить вопрос о возможности проведения работ на испрашиваемом земельном участке, не проводилась. Администрация указывает, что проект границ места размещения объекта, изготовленный 13.10.2005г. МУП "Городской центр геодезии" не содержит линии береговой полосы и установленной законом водоохраной зоны. Кроме того, податель жалобы ссылается на отсутствие полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета. Статьей 69 земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка, в обязательном порядке проводится землеустройство. Без проведения этих работ невозможно формирование объектов кадастрового учета, следовательно, и возникновения прав на вновь образуемые земельные участки.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав в отзыве на апелляционную жалобу, что доводы администрации об истечении трехлетнего срока предварительного согласования места размещения объекта не подтверждаются материалами дела. Согласованный в установленном законом порядке акт выбора земельного участка N 07799-04 от 14 апреля 2005 года был утвержден постановлением мэра города Калининграда от 06.07.2005 года N 3139 "О внесении изменений в постановление мэра города N 3051 от 23.12.2003 г. "О предварительном согласовании предпринимателю Насыровой А.Н. места размещения пристроенного здания культурно-досугового центра по улице Литовский Вал в Ленинградском районе". Таким образом, названным постановлением мэра города Калининграда от 06.07.2005 года N 3139 предварительно согласовано место размещения совершенно нового объекта - гостинично-досугового комплекса по улице Литовский Вал в Ленинградском районе. Постановлениями мэра города от 24.05.2006 г. N 1165 и от 16.02.2007 г. N 242 о продлении срока действия постановления N 3051 от 23.12.2003 г. установлено, что в соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации постановление мэра города Калининграда от 06,07.2005 года N 3139 действует в течение трех лет, т.е. до 06 июля 2008 года. Заявление о формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет было подано 22 октября 2007 года т.е более чем за 9 месяцев до истечения действия срока предварительного согласования, а заявление о предоставлении участка в аренду под строительство 2 июня 2008 года, т.е более чем за месяц до истечения срока. На испрашиваемом участке памятники культуры отсутствуют. Здание, расположенное на соседнем с испрашиваемым участке, согласно п. 117 Приложения 1 к постановлению Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года действительно является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения "Предмостное укрепление бастиона "Грольман". Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации. Из постановления Правительства Калининградской области N 132, Паспорта объекта культурного наследия, других вышеуказанных документов следует, что охранная зона для данного памятника не установлена. Из кадастрового плана земельного участка под зданием Предмостное укрепление Бастиона Грольман площадью 350 кв.м. с разрешенным использованием под существующее здание культурно-досугового центра с кадастровым номером 39:15:13 25 09:0006 следует, что данный участок отнесен по категории к землям населенных пунктов, часть участка отнесена к прибрежной защитной полосе, других обременении нет. Более того, из акта выбора земельного участка N 07799-04 от 14.04.05 видно, что в состав комиссии по выбору земельного участка было включено Управление культуры Калининградской области, осуществлявшее в то время функции по охране памятников, согласовало строительство на данном участке гостинично-досугового комплекса при условии получения и выполнения технических условий.
Вместе с тем, по мнению истца, даже отнесение испрашиваемого участка к рекреационной территориальной зоне, не препятствует предоставлению его под строительство гостинично-досугового комплекса, поскольку, в соответствии со ст. 98 Земельного Кодекса Российской Федерации в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, другие аналогичные объекты. Градостроительным Кодексом Российской Федерации определено, что в состав зон рекреационного назначения включаются места, предназначенные для отдыха и туризма (ст. 35). Из указанных выше законодательных актов, по мнению истца явствует, что гостинично-досуговый комплекс по своему функциональному назначению предназначен для отдыха (досуг - синоним слова отдых) и туризма, может и должен быть размещен в рекреационной территориальной зоне, следовательно, доводы администрации в этой части также не имеют под собой оснований. В отношении довода Администрации о том, что проект границ места размещения объекта, изготовленный 13.10.2005г. МУП "Городской центр геодезии" не содержит линии береговой полосы и установленной законом водоохраной зоны истец поясняет следующее. В соответствии с п. 6.ст. 6 Водного Кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы ручья Литовский составляет 5 метров. Согласно ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования не подлежат приватизации. Вместе с тем, вопрос о приватизации данного земельного участка истцом не ставится. Ни Водный Кодекс Российской Федерации, ни Земельный Кодекс Российской Федерации, ни какие-либо другие законодательные акты не устанавливают каких-либо ограничений по предоставлению в аренду земельного участка в пределах береговой полосы. Не устанавливал подобных ограничений и Водный Кодекс Российской Федерации в редакции от 16.11.2995 г. N 167-ФЗ.
В обжалуемом Администрацией решении суда не содержится требований к администрации города осуществить государственный кадастровый учет данного земельного участка, в связи с чем, доводы администрации о том, что она не имеет полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета, по мнению истца, к делу не относятся. Уставом города Калининграда организация и проведение работы по постановке на государственный кадастровый учет муниципальных земель, государственных земель до разграничения государственной собственности на землю, а также организация ведения землеустроительной документации города отнесены к полномочиям Администрации городского округа "Город Калининград" (ст. 47 п. 7).
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Комитет архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Калининград", МУП "Городской центр геодезии" в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
При проверке законности и обоснованности принятого по делу судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.03.05г. ИП Насыровой А.Н. был выдан акт выбора земельного участка за N 2545-03 для предварительного согласования места размещения культурно-досугового центра по ул.Литовский вал в Ленинградском районе.
Постановлением мэра г.Калининграда (правопредшественник Администрации ГО "Город Калининград") от 23.12.03г. N 3051 ИП Насыровой А.Н. предварительно согласовано место размещения пристроенного здания культурно-досугового центра по ул.Литовский вал в Ленинградском районе.
14 апреля 2005 года ИП Насыровой А.Н. был выдан акт N 07799-04 выбора земельного участка для изменения разрешенного использования предварительно согласованного земельного участка - под гостинично-досуговый комплекс (дополнении к акту выбора земельного участка N 2545-03 от 27.05.03г.) -ул.Литовский вал в Ленинградском районе, который был подписан комиссией по выбору, выдавшей положительное заключение о пригодности выбранного места для размещения гостинично-досугового комплекса (культурно-деловой центр, гостиница на 100 мест, стоянка на 9 автомобилей, прогулочное терассы).
Постановлением мэра г. Калининграда N 3139 от 06 июля 2005 года в постановление N3051 от 23.12.03г. внесены изменения, которыми предпринимателю предварительно согласовано место размещения гостинично-досугового комплекса по ул.Литовский вал в Ленинградском районе.
По заявке предпринимателя МУП "Городской центр геодезии" был выполнен проект границ места размещения объекта, утвержденный главным архитектором города 02.11.05г., произведено установление и закрепление границ земельного участка на местности (акт установления и закрепления границ земельного участка на местности и каталог координат межевых знаков земельного участка от 23.11.05г.)
В соответствии с вышеуказанным постановлением и в рамках утвержденных границ земельного участка предпринимателем был разработан проект строительства гостинично-досугового комплекса, получено санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области N 39.КС. 12.000.М.001153.09.07 от 21.09.2007 о соответствии использования земельного участка под гостинично-досуговый центр по ул. Литовский Вал в Ленинградском районе города Калининграда.
22.10.2007г. истец обратилась в Администрацию с заявлением о формировании границ земельного участка для постановки на кадастровый учет и о постановке данного участка на кадастровый учет для предоставления его под строительство объекта.
Ввиду того, что работы по формированию земельного участка под строительство гостинично-досугового комплекса проведены не были, земельный участок на кадастровый учет не поставлен, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что поскольку в рассматриваемом случае предпринимателем не ставился вопрос о приобретении земельного участка в собственность, оснований для отказа в формировании границ земельного участка с учетом ранее проведенных согласований и принятия последующего решения о предоставлении участка под строительство не имеется.
Апелляционная инстанция считает указанные выводы суда первой инстации правильными.
Довод Администрации о том, что трехлетний срок предварительного согласования места размещения объекта истек, не принимается апелляционной инстанцией в связи со следующим.
Из положений статей 30-32 Земельного кодекса следует, что моментом возникновения правоотношений по предоставлению земельного участка является оформление акта о выборе земельного участка для строительства. Из пункта 1 ст. 31 ЗК РФ следует, что выбор земельного участка осуществляется на основании заявленных сведений о предполагаемых назначении объекта, месте его размещения, необходимом размере участка и испрашиваемом праве. Данные сведения отражаются в акте выбора земельного участка.
Согласованный в установленном законом порядке акт выбора земельного участка N 07799-04 от 14 апреля 2005 года был утвержден постановлением мэра города Калининграда от 06.07.2005 года N 3139 "О внесении изменений в постановление мэра города N 3051 от 23.12.2003 г. "О предварительном согласовании предпринимателю Насыровой А.Н. места размещения пристроенного здания культурно-досугового центра по улице Литовский Вал в Ленинградском районе". Таким образом, названным постановлением мэра города Калининграда от 06.07.2005 года N 3139 предварительно согласовано место размещения совершенно нового объекта - гостинично-досугового комплекса по улице Литовский Вал в Ленинградском районе. Постановлениями мэра города от 24.05.2006 г. N 1165 и от 16.02.2007 г. N 242 о продлении срока действия постановления N 3051 от 23.12.2003 г. установлено, что в соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации постановление мэра города Калининграда от 06,07.2005 года N 3139 действует в течение трех лет, т.е. до 06 июля 2008 года. Заявление о формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет было подано 22 октября 2007 года т.е более чем за 9 месяцев до истечения действия срока предварительного согласования, а заявление о предоставлении участка в аренду под строительство 2 июня 2008 года, т.е более чем за месяц до истечения срока.
Ссылки Администрации на наличие ограничений на предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка, в связи с наличием на прилегающем земельном участке здания - памятника бастиона "Грольман" с предмостным укреплением, которое является объектом культурного наследия Калининградской области, подлежащим государственной охране, как объект регионального значения на территории муниципального образования "Город Калининград" отклоняются апелляционной инстанцией.
Из постановления Правительства Калининградской области N 132, Паспорта объекта культурного наследия, других вышеуказанных документов следует, что охранная зона для данного памятника не установлена. Из кадастрового плана земельного участка под зданием Предмостное укрепление Бастиона Грольман площадью 350 кв.м. с разрешенным использованием под существующее здание культурно-досугового центра с кадастровым номером 39:15:13 25 09:0006 следует, что данный участок отнесен по категории к землям населенных пунктов, часть участка отнесена к прибрежной защитной полосе, других обременении нет.
Отнесение испрашиваемого земельного участка к рекреационной территориальной зоне не препятствует отнесению его под строительство гостинично-досугового комплекса, поскольку, в соответствии со ст. 98 Земельного Кодекса Российской Федерации в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, другие аналогичные объекты.
Кроме того, архитектурно-планировочным заданием N 181, утвержденным главным архитектором г.Калининграда 15.08.2006г. предпринимателю разрешено проектирование гостинично-досугового комплекса в рекреационной зоне и даны рекомендации по проектированию.
Ссылки Администрации на то, что проект границ места размещения объекта, изготовленный 13.10.2005г. МУП "Городской центр геодезии" не содержит линии береговой полосы и установленной законом водоохраной зоны отклоняются апелляционной инстанцией.
Согласно п. 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация; хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Из техусловий по улучшению гидрологического состояния земельного участка выданных ИП Насыровой МУП "Гидротехник" 05.09.2007г. следует, что предпринимателю предписано благоустроить прибрежную защитную полосу шириной 15 метров, сформировать откос ручья и выполнить его крепление мак-матами, восстановить мостовой переход, для предотвращения подтопления прилегающих территорий проложить дренажный коллектор с фильтрующей засыпкой по периметру границы землеотвода, восстановит плотину довоенной постройки.
В обжалуемом Администрацией решении суда не содержится требований к администрации города осуществить государственный кадастровый учет спорного земельного участка, в связи с чем, доводы администрации о том, что она не имеет полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета, по мнению истца, к делу не относятся. Уставом города Калининграда организация и проведение работы по постановке на государственный кадастровый учет муниципальных земель, государственных земель до разграничения государственной собственности на землю, а также организация ведения землеустроительной документации города отнесены к полномочиям Администрации городского округа "Город Калининград" (ст. 47 п. 7). Согласно Положению "О порядке оформления документов и принятии решений о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Калининграда", утвержденного решением окружного Совета депутатов Калининграда от 07.11.2007г. N 349, после утвержденного мэром города акта о выборе земельного участка осуществление установления и закрепления границ земельного участка на местности осуществляется специализированной лицензированной организацией по заявке и за счет заявителя. Как обоснованно указал истец формирование землеустроительного дела и направление документов для постановки сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет возложено на Управление земельных отношений Комитета муниципального имущества Администрации городского округа "Город Калининград".
В связи с вышеизложенным, по мнению апелляционной инстанции, суд при рассмотрении спора подробно и всесторонне исследовал материалы дела, дал правильную правовую оценку материалам и обстоятельствам дела, доводам сторон. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.08.2008г. по делу N А21-3607/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3607/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Насыров А.Н.
Ответчик: МУП "Городской центрт геодезии", Комитет муниципального имущества г. Калининграда, Комитет архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Калининград", Администрация городкого округа "Город Калининград"