г. Санкт-Петербург
28 ноября 2008 г. |
Дело N А21-5214/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Т.И.Петренко, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10273/2008) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.09.2008 по делу N А21-5214/2008 (судья Генина С.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Калининграднефтепродукт"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии:
от истца (заявителя): предст. Кореневская Л.А. - доверенность N 04-04-76 от 28.07.2008
от ответчика (должника): не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Калининграднефтепродукт" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее - управление, административный орган) от 08.08.2008 N 105-2/1, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17 сентября 2008 года заявление ООО "Калининграднефтепродукт" удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области просит решение суда от 17.09.2008 отменить. Податель жалобы полагает, что вина заявителя во вменяемом ему правонарушении состоит невыполнении требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды в части оформления права пользования водным объектом в установленном порядке. Также управление указывает, что на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении общество не представило сведений об обращении в органы исполнительной власти за разрешением на право пользования водным объектом.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, по почте представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителей Управления. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Калининграднефтепродукт" имеет лицензию на право пользования недрами КЛГ 01947 ВЭ, неотъемлемой частью которой является, в том числе, соглашение об условиях пользования недрами. Пунктом 1.7 соглашения определены места и условия сброса воды после ее использования: хозяйственно бытовые и производственные сточные воды после очистки и хлорирования сбрасываются в городской коллектор ливневой канализации, которым они отводятся в р. Лесная.
В период с 01.07.2008 по 31.07.2008 Управлением на основании приказа N 167-П от 26.06.2008 проведена плановая целевая проверка соблюдения ООО "Калининграднефтепродукт" требований законодательства Российской Федерации в сфере недропользования.
В ходе проверки Управлением установлено, что дождевые сточные воды после очистки на очистных сооружениях отводятся обществом с территории АЗС-33 в р. Лесная. Пользование поверхностным водным объектом - р. Лесная с целью сброса сточных вод осуществляется Обществом без документов, на основании которых возникает право пользования поверхностным водным объектом или его частью, что является нарушением требований статей 9 и 11 Водного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт N 105 от 31.07.2008 и в этот же день в присутствии законного представителя общества составлен протокол N 105-2/1 об административном правонарушении.
Постановлением от 08.08.2008 N 105-2/1 ООО "Калининграднефтепродукт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Калининграднефтепродукт" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обществом предприняты все исчерпывающие меры по получению правоустанавливающих документов на пользование водным объектом, а административным органом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих виновность действий (бездействия) общества.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и проверив правильность применения судом первой инстанции материальных и процессуальных норм, не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2006 N 844 определен порядок подготовки и принятия решений о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.
Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт пользования поверхностным водным объектом - р. Лесная с целью сброса сточных вод при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом. Таким образом, судом сделан правомерный вывод о доказанности Управлением наличия в действиях Общества объективной стороны вменяемого ему правонарушения.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, после ввода в эксплуатацию строительного объекта (АЗС N 33) обществом предпринимаются меры для получения соответствующего правоустанавливающего документа (решения о предоставлении водного объекта в пользование): получена рыбохозяйственная характеристика р. Лесная (исх. N 14/124 от 10.02.2005 л.д.38), в АНО "Калининградское метеоагентство" получены фоновые концентрации химических веществ в р. Лесная (исх. N 43 от 01.03.2005 л.д.40), направлен на рассмотрение в АНО "Калининградское метеоагентство" и в Территориальное управление Роспотребнадзора по Калининградской области проект норматив предельно допустимого сброса загрязняющих веществ (исх. N 06-08/194 от 12.12.2006, N 06-06/195 от 12.12.2006 л.д.44-45), получено экспертное заключение N 44 от 19.12.2006 согласования проекта ПДС (л.д.113); в отдел водных ресурсов по Калининградской области направлено письмо с просьбой произвести оценку эффективности осуществляемых и планируемых мероприятий по охране водных объектов (исх. N 06-08/92 от 23.04.2007 - ответ N Р7-21-310 от16.05.2007 л.д.115-117); получено санитарно эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Калининградской области от 17.10.2007 (л.д.119-123); утверждены и согласованы нормативы допустимого сброса веществ со сточными водами (письмо отдела водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления, исх. N Р7-20-770 от 30.10.2007 л.д.129, письмо Управления Ростехнадзора по Калининградской области N 1458 от 26.03.2008 л.д.134-135); получено разрешение N 31 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от 09.04.2008.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что меры, принятые обществом, непосредственно связаны с оформление необходимых для получения разрешения на пользование водным объектом документов, действия ООО "Калиниграднефтепродукт" направлены на соблюдение норм действующего природоохранного законодательства, вины в действиях Общества судом не установлено. Административный орган, в свою очередь, не указал какие действия не были предприняты Обществом в целях получения правоустанавливающих документов, дающих право на законное использование водного объекта, не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях общества субъективной стороны вменяемого ему правонарушения.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 сентября 2008 года по делу N А21-5214/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Т.И. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5214/2008
Истец: ООО "Калининграднефтепродукт"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области