г. Санкт-Петербург
04 декабря 2008 г. |
Дело N А42-4491/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10996/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области
от 17.09.2008 по делу N А42-4491/2008 (судья Хамидуллина Р.Г.), принятое
по иску (заявлению) Военного прокурора Северного флота в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации, ГУ "Войсковая часть N 03122", ГУ "Войсковая часть N 03123"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя:
от военного прокурора: не явился, извещен
от МО РФ: Школьный М.В. - доверенность от 05.09.2008 года N 976а;
от ВЧ 03123: Школьный М.В. - доверенность от 11.01.2008 года N 4;
от ВЧ 03122: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Военный прокурор Северного флота (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации, Государственного учреждения "Войсковая часть 03122" и Государственного учреждения "Войсковая часть 03123" (далее - налогоплательщики, заинтересованные лица) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 20.06.2008. N 04-5159-юр о привлечении Министерства обороны Российской Федерации в лице Государственного учреждения "Войсковая часть 03122" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 168 387,05 руб.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 17.09.2008 требования Военного прокурора Северного флота удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель Войсковой части 03122 надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и ответчика.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации и Войсковой части 03123 просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение "Войсковая часть 03122", входящее в состав Министерства обороны Российской Федерации, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 20.12.2002 с присвоением единого государственного регистрационного номера 1025100713571 и состоит на налоговом учете в Инспекции (л.д.9,10).
В соответствии с приказом войсковой части 09436 от 30.11.2007 с 01.01.2008 закрыто самостоятельное финансирование Войсковой части 03122 с зачислением ее на финансовое довольствие в Войсковую часть 03123 (л.д.21-22).
Во исполнение данного Приказа 05.02.2008 лицевые счета Войсковой части 03122, открытые в Отделении федерального казначейства по г.Североморску Мурманской области, были закрыты (л.д.35-36). В связи с этим командир Войсковой части 03122 11.02.2008 обратился в Инспекцию с заявлением о закрытии карточек расчетов с бюджетом (л.д.12).
31.07.2008 руководителем Инспекции было принято решение N 121-юр о закрытии Войсковой части 03122 карточек расчета с бюджетом с 01.08.2008 в связи с реорганизацией налогоплательщика в форме преобразования. Сальдо расчетов по налогам передано правопреемнику Войсковой части 03123.
26.03.2008 Войсковая часть 03122 направила в Инспекцию налоговую декларацию по ЕСН за 2007 год, составленную по форме , утвержденной приказом Министерства финансов N 19 от 31.01.2006 (л.д. 55).
Письмом от 02.04 2008 налоговый орган сообщил налогоплательщику о том, что налоговая декларация не принята к учету, как представленная по неустановленной форме, и предложил направить декларацию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (л.д.15).
04.04.2008 Войсковая часть 03122 представила налоговую декларацию в требуемом налоговым органе порядке (л.д.40).
По результатам проведения камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекция приняла решение N 04-5195-юр от 20.06.2008 о привлечении Министерства обороны в лице Государственного учреждения "Войсковая часть 03122" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законом срок (31.03.2008) налоговой декларации по единому социальному налогу за 2007 год. Сумма штрафа по указанному решению составила 168 387,05 руб. (л.д.27-29).
Не согласившись с указанным решением, Государственное учреждение "Войсковая часть 03123", на которое возложена обязанность по уплате штрафа, обратилось к Прокурору Северного флота за защитой нарушенных прав (л.д.8).
Прокурор в свою очередь обратился в арбитражный суд в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации и указанных восковых частей с заявлением о признании ненормативного акта Инспекции недействительным.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) статья 80 НК РФ изложена в новой редакции.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ в редакции Федерального закона N 137-ФЗ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 2 данного пункта установлена обязанность налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ данный закон вступил в силу с 01.01.2007 за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Пунктом 8 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрено, что абзац второй пункта 3 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) применяется до 1 января 2008 года в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 01.01.2007 превышает 250 человек.
Из приведенных норм следует, что налогоплательщики, среднесписочная численность которых по состоянию на 01.01.2007 превышает 250 человек, с 1 января 2007 года обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде, а с 1 января 2008 года такая обязанность возложена на налогоплательщиков, среднесписочная численность которых на 01.01.2008 превышает 100 человек.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, налоговый орган вправе отказать в принятии налоговой декларации, если она представлена с нарушением порядка, установленного пунктом 3 статьи 80 НК РФ. Такой отказ обеспечивает исполнение налогоплательщиками обязанности по представлению налоговых деклараций не произвольно, а в установленном порядке.
Среднесписочная численность работников Войсковой части по состоянию на 01.01.2008 превышала 100 человек. Информация, содержащаяся в налоговой декларации по ЕСН за 2007 год, не отнесена к государственной тайне.
Таким образом, Войсковая часть, в соответствии с приведенными положениями законодательства, обязана была представить налоговую декларацию по ЕСН за 2007 год в электронном виде.
Поскольку налоговая декларация по ЕСН за 2007 год была направлена налогоплательщиком по почте 26.03.2008 в нарушение установленного порядка на бумажном и магнитном носителях, Инспекция не приняла указанную декларацию.
В соответствии с пунктом 7 статьи 243 НК РФ налоговая декларацию по единому социальному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок представления налоговой декларации по ЕСН за 2007 год с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ установлен не позднее 31.03.2008.
Налогоплательщик представил налоговую декларацию за 2007 года в электронном виде 04.04.2008, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Вместе с тем удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал, что основания для привлечения Войсковой части 03122 к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ у налогового органа отсутствовали.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что отделом работы с налогоплательщиком была проведена активная агитационная и разъяснительная работа по информированию налогоплательщика об обязанности представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию ответчика по следующим основаниям.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Согласно ст.109 НК РФ налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган.
Диспозиция пункта 1 статьи 119 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление деклараций в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за нарушения установленных правил о способах и формах представления налоговой декларации, допускаемых законом.
Как правильно установил суд первой инстанции, у налогоплательщика отсутствовала возможность направления налоговой декларации по ЕСН за 2007 год по телекоммуникационным каналам, поскольку, в связи с закрытием финансового хозяйства войсковой части, ей не были выделены денежные средства, необходимые для обеспечения доступа к телекоммуникационным каналам связи. По этой причине ответчик представил налоговую декларацию в единственно возможном для него порядке (на бумажном и магнитном носителях). Впоследствии налоговая декларация в электронном виде была передана через Войсковую часть 03123, у которой к 04.04.2008 появилась такая возможность после заключения соответствующего договора с оператором связи и изготовления электронной цифровой подписи.
Указанные доводы налогоплательщика подтверждаются исследованными по делу доказательствами: приказом о закрытии финансового хозяйства войсковой части с 01.01.2008, уведомлениями о закрытии лицевых счетов бюджетополучателя 05.02.2008, копией налоговой декларации, представленной налогоплательщиком на бумажном носителе в установленный срок.
Отсутствие вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения в соответствии со статьей 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим возможность привлечения лица к налоговой ответственности.
Указанные обстоятельства, как следует из текста оспариваемого решения, не были рассмотрены и учтены Инспекцией при вынесении решения, что повлекло необоснованное привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 стать 119 НК РФ.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17 сентября 2008 года по делу N А42-4491/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4491/2008
Истец: Министерство обороны РФ, Войсковая часть 03122, Войсковая часть N 03123, Военный прокурор Северного флота
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Мурманской области