г. Санкт-Петербург
08 декабря 2008 г. |
Дело N А21-3886/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10953/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.09.2008 по делу N А21-3886/2008 (судья Сергеева И.С.), принятое
по заявлению ЗАО "Марвелл"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду, Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области
о признании недействительным решения налогового органа оформленного в виде письма
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен.
от ответчика (должника): не явился, извещен.
установил:
Закрытое акционерное общество "Марвелл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление) оформленного в виде письма от 11.04.2008 N ЗС-15-02/1895ДСП@, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г.Калининграду (далее - Инспекция) возместить обществу налог на добавленную стоимость за май 2007 года в сумме 988 454 руб. с начислением процентов в порядке, предусмотренном статьей 176 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 19.09.2008 заявленные обществом требования удовлетворены. Решение Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области оформленное в виде письма от 11.04.2008 N ЗС-15-02/1895ДСП@ признано недействительным. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по г.Калининграду возместить обществу налог на добавленную стоимость за май 2007 года в сумме 988 454 руб. с начислением процентов в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Решение Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области оформленное в виде письма от 11.04.2008 N ЗС-15-02/1895ДСП@ принято правомерно, поскольку нарушение обществом установленных Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, не позволяет установить поставщиков товаров (работ, услуг) экспортера в спорный период и ведет к неправильному оприходованию полученных товаров (работ, услуг).
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года, по вопросу обоснованности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, по результатам которой приняты решения:
- от 22.11.2007 N 886 о возмещении обществу налога в сумме 988 454 руб. и отказе в возмещении налога в сумме 315 343 руб.,
- от 22.11.2007 N 1805 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и уменьшении предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах налога на добавленную стоимость в сумме 315 343 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2008 по делу N А21-8213/2007 были признаны недействительными вышеназванные решения инспекции в части отказа обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 315 343 руб. Суд обязал налоговый орган возместить заявителю налог в указанной сумме.
По принятому налоговым органом решению о возмещении налога в сумме 988 454 руб. инспекцией было принято решение от 03.12.2007 N 67903 о возврате налога в указанной сумме на расчетный счет общества.
Сформированный инспекцией реестр от 03.12.2007 N 3960, содержащий платежное поручение на возврат переплаты, был передан по электронной почте в Управление. Однако в связи с не прохождением файла, содержащим информацию о платежном поручении, форматно-логического контроля 11.12.2007 протокол обработки и сам файл были возвращены Управлением в инспекцию.
НДС в сумме 988 454 рубля обществу возвращен не был.
Уведомлением от 04.06.2008 N 15-11/10872 Инспекция проинформировала Общество о том, что на основании письма Управления от 11.04.2008 N ЗС-15-02/1895ДСП@ и в соответствии с пунктом 3 статьи 31 НК РФ подлежит отмене решение инспекции от 22.11.2007 N 866 в части возмещения налога на добавленную стоимость в сумме 988 454 руб. за май 2007 года.
Общество, считая письмо Управления от 11.04.2008 N ЗС-15-02/1895ДСП@ незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Заявителя, указал на отсутствие правовых оснований у Управления для отмены решения Инспекции от 22.11.2007 N 866 в части возмещения налога на добавленную стоимость в сумме 988 454 руб. за май 2007 года.
Апелляционный суд изучив материалы оценив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Из содержания решения Управления, оформленного в виде письма от 11.04.2008 N ЗС-15-02/1895 ДСП@ следует, что решение Инспекции от 22.11.2007 N 866 отменено в части возмещения налога на добавленную стоимость в сумме 988 454 руб. за май 2007 года в соответствии с пунктом 3 статьи 31 НК РФ, статьи 9 ФЗ от 21.03.1991 " О налоговых органах Российской Федерации".
Пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять (изменять) решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Статья 33 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность должностных лиц налоговых органов действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Законодатель четко регламентировал порядок контрольных процедур и тем самым обязал налоговый орган следовать данному порядку. Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 04.12.2003 N 442-О указано, что именно связанностью налоговых органов законом объясняется стремление законодателя к детальному урегулированию соответствующих отношений.
Статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации содержит общую норму, которая подлежит конкретизации с учётом иных положений налогового законодательства.
Налоговый кодекс Российской Федерации допускает реализацию права, предусмотренного пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, как по жалобе налогоплательщика (подпункт 3 пункта 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации), так и по инициативе вышестоящих налоговых органов в целях обеспечения законности. В последнем случае Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает право на отмену решения нижестоящего налогового органа вышестоящим только в случае проведения контроля за деятельностью нижестоящего налогового орган путем проведения повторной налоговой проверки (статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из совокупного толкования вышеуказанных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что законодательство о налогах и сборах не предоставляет право вышестоящему налоговому органу по собственной инициативе, без проведения в установленном порядке перечисленных форм налогового контроля отменять акты нижестоящего налогового органа.
Более того, Управление, отменяя решение инспекции N 866 от 22.11.07г. в части подтверждения права на возмещение НДС в сумме 988 545 рубля, не указало какое конкретно решение, принимается в отношении указанной суммы НДС.
Статьей 176 НК РФ установлено, что по окончании проверки налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ. Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
Управление без соблюдения процедуры, установленной ст. 89, 100, 101, 139, 140 НК РФ вынесло решение об отмене решения нижестоящего налогового органа, нарушив при этом и требования ст. 176 НК РФ, поскольку не приняло собственное решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
Кроме того, ненормативный акт об отмене решение инспекции не направлялось налогоплательщику. Письмо от 11.04.2008, направлено только в адрес МИФНС России N 9 по г. Калининграду, которая в последствии также письмом уведомила Общество об отмене ненормативного акта о возмещении НДС в размере 988 454 рубля.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно признано недействительным решение Управления ФНС по Калининградской области, изложенное в письме от 11.04.08г.
Кроме того, ни в обжалуемом письме Управления, ни в апелляционной жалобе Инспекции, не указано на основании какой нормы действующего законодательства Инспекция направила Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения от 03.12.2007 N 67903 о возврате, в Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, вместо территориального органа Федерального казначейства.
Довод налогового органа о нарушении обществом установленных Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, как основание для признания правомерным оспариваемое письмо Управления, отклоняется апелляционным судом, поскольку судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы доказательства представленные сторонами в их совокупности и взаимосвязи по существу оспариваемого письма Управления, и сделан правомерный вывод о том, что неправильное отражение обществом в книге покупок за май 2007 года оформленных в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ счетов-фактур, не может являться основанием для отказа в возмещении налоговых вычетов.
Доказательств опровергающих выводы суда первой инстанции в указанной части в апелляционную инстанцию Инспекцией не представлены.
В соответствии с частью 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, в случае неправомерного отказа налогового органа в возмещении НДС налоговый орган обязан начислить проценты на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику. Поскольку решение инспекции по результатам камеральной проверки принято 22.11.2007г., то проценты, в соответствии с требованиями п. 10 ст. 176 НК РФ, подлежат начислению с 10 декабря 2007 г.
Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Калининградской области 19.09.2008 принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19 сентября 2008 г. по делу N А21-3886/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3886/2008
Истец: ЗАО "Марвелл"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Калининграду
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-3886/2008
06.04.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-3886/2008
03.03.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-3886/2008
08.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10953/2008
19.09.2008 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3886/08