г. Санкт-Петербург
23 декабря 2008 г. |
Дело N А21-7722/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11779/2008) Муниципального казенного предприятия города Калининграда "Управление капитального строительства" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 ноября 2008 года по делу N А21-7722/2008 (судья Гурьева И.Л.), принятое
по заявлению Муниципального казенного предприятия города Калининграда "Управление капитального строительства"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Муниципальное казенное предприятие города Калининграда "Управление капитального строительства" (далее - Предприятие, МКП "УКС") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2008 N 61 по делу об административном правонарушении, вынесенного Управлением Росприроднадзора по Калининградской области (далее - Управление).
Решением арбитражного суда от 01.11.2008 заявление удовлетворено частично. Cуд снизил размер наложенного на Предприятие административного штрафа до 50 000 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе МКП "УКС" просит решение суда отменить полностью. По мнению заявителя, в рассматриваемом случае Управление Росприроднадзора по Калининградской области не является органом, уполномоченным на осуществление экологического контроля, поскольку проектная документация реконструируемого Предприятием объекта подлежит государственной экспертизе и государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в рамках государственного строительного надзора. МКП "УКС" обращает внимание, что изменение способа очистки озера от донных отложений не является изменением проектных и технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта, а потому проведение повторной экспертизы не требовалось.
МКП "УКС" и Управление Росприроднадзора по Калининградской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционного суда своих представителей не направили.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с муниципальным контрактом от 04.07.2006 N 247-к (в редакции от 05.05.2008) на выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция гидротехнических сооружений и зоны отдыха вокруг озера Верхнее в городе Калининграде" Комитет строительства и транспорта администрации городского округа "Город Калининград" является муниципальным заказчиком и осуществляет контроль за реконструкцией объекта, МКП "УКС" осуществляет реализацию данного проекта и является заказчиком-застройщиком, генеральный подрядчик - ООО "Балтремстройсеть".
Рабочий проект "Реконструкция гидротехнических сооружений и зоны отдыха вокруг озера Верхнее в городе Калининграде. Пусковой комплекс - 1. "Очистка озера Верхнее и прилегающих к нему водоемов от донных отложений, благоустройство и озеленение прилегающей к озеру территории на участке от реки Голубая до моста через озеро Верхнее на улице Тельмана" (далее - Рабочий проект) получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Калининградской области, и положительные сводные экспертные заключения Управления Главгосэкспертизы России по Калининградской области от 23.12.2005 N 05/380 (обоснование инвестиций) и от 06.04.2006 N 06/102 (пусковой комплекс - 1).
Рабочим проектом предусматривалось проведение работ по очистке части акватории озера Верхнее от донных отложений гидромониторным способом.
В процессе производства работ Комитетом строительства и транспорта администрации городского округа "Город Калининград" и Предприятием принято решение об изменении метода очистки с гидромониторного на экскаваторный, но в рабочий проект изменение метода очистки части акватории озера внесено не было.
По мнению Управления, в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, в соответствии с п.44 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, проектная документация подлежит повторному направлению на государственную экспертизу, что в данном случае сделано не было.
В ходе обследования части акватории озера Верхнее в г.Калининграде комиссией Управления Росприроднадзора установлено, что произведена засыпка грунтом части акватории названного озера в виде двух лучеобразных насыпей.
Управление пришло к выводу, что засыпка посредством обустройства насыпей части акватории озера Верхнее произведена в нарушение решений рабочего проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу.
Выявленные нарушения отражены в Акте обследования части акватории озера Верхнее в г.Калининграде от 06.08.2008.
11 августа 2008 года главным специалистом-экспертом отдела надзора и контроля в сфере недоропользования, надзора за водными объектами, безопасностью гидротехнических сооружений Управления Росприроднадзора по Калининградской области - государственным инспектором по Калининградской области вынесено определение N 61/1 о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений.
15 сентября 2008 года указанным специалистом составлен протокол N 61/1 об административном правонарушении, действия Предприятия квалифицирована по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
30 сентября 2008 года в отношении Предприятия вынесено постановление по делу об административном правонарушении. МКП "УКС" вменено в вину нарушение требований статьи 37 (пункты 1,2) Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в части обязанности осуществления строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, в части запрещения строительства и реконструкции строений и сооружений и иных объектов до утверждения проектов, а также изменений утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды; статей 50, 55, 56, 60, 61 Водного кодекса Российской Федерации в части необходимости осуществления мероприятий по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также принятии мер по ликвидации последствий указанных явлений.
Как следует из постановления, вина МКП "УКС" состоит в том, что Предприятие, как заказчик-застройщик, должно было осуществлять реализацию Рабочего проекта, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, с соблюдением экологических требований при реконструкции сооружений или иных объектов.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, на Предприятие наложен штраф в размере 100 000 рублей.
МКП "УКС" не согласилось с постановлением, обратилось с заявлением в арбитражный суд, указывая, что изменения технологии очистки озера от донных отложений не является изменением технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта, а потому проведение повторной экспертизы не требуется; засыпка грунтом части акватории озера является подготовительным этапом работ для очистки части озера от донных отложений (устройство подъездных путей для экскаватора); проведение проверки по объекту "Реконструкция гидротехнических сооружений и зоны отдыха вокруг озера Верхнее в городе Калининграде", возбуждение дела об административном правонарушении не входит в компетенцию Управления Росприроднадзора по Калининградской области.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу доказанности материалами дела вмененных Предприятию нарушений экологических требований при производстве работ по очистке озера Верхнее, отклонив довод заявителя об отсутствии у Управления полномочий на проведение рассматриваемой проверки.
Апелляционная инстанция считает вывод суда ошибочным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также государственного экологического контроля в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 "Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль" Закона N 7-ФЗ (в редакции от 14.07.2008) государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п.2 ч.1 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в действующей в рассматриваемый период редакции) государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектом капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что Экспертное заключение N 06/102 по рабочему проекту реконструкции гидротехнических сооружений и зоны отдыха вокруг озера Верхнее в г.Калининграде (пусковой комплекс-1) утверждено Управлением Главгосэкспертизы России по Калининградской области 06.04.2006 (л.д.111-117).
Пунктом 7 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией, капитальный ремонт иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капительного строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Таким образом, довод Предприятия о том, что в рассматриваемом случае государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органом государственной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, признается апелляционной инстанцией правомерным, как основанный на нормах действующего законодательства.
Поскольку Управление Росприроднадзора по Калининградской области не является органом, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, следовательно, оно не было вправе проводить проверку соблюдения требований технических регламентов в области охраны окружающей среды при осуществлении работ по реконструкции объекта.
Действия Предприятия квалифицированы Управлением по статье 8.1 КоАП РФ, как несоблюдение экологических требований при реконструкции сооружений или иных объектов.
Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при реконструкции сооружений или иных объектов.
Предприятию вменено нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 37 Закона N 7-ФЗ, в соответствии с которыми строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменений утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
В рассматриваемом случае, по мнению Управления, нарушение состоит в изменении метода очистки с гидромониторного на экскаваторный без внесения изменений в Рабочий проект и без повторного направления на государственную экспертизу, что является нарушением пункта 44 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145.
Между тем, в соответствии с пунктом 44 названного Порядка, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий могут быть направлены повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
В рассматриваемом случае Управлением не представлены доказательства, свидетельствующие о влиянии изменения метода очистки озера от донных отложений на конструктивную надежность и безопасность реконструируемого объекта, следовательно, не доказана необходимость направления проектной документации для проведения повторной государственной экспертизы.
Предприятию также вменено нарушений статьей 50, 55, 56, 60, 61 Водного кодекса Российской Федерации в части необходимости осуществления мероприятий по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также принятия мер по ликвидации последствий указанных явлений.
Следует отметить, что указание в постановлении по делу об административном правонарушении на нарушение указанных статей Водного кодекса РФ носит общий характер, в постановлении и акте не приведены конкретные факты и доказательства, подтверждающие загрязнение Предприятием озера Верхнее.
Согласно ч.1 ст.61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Распоряжением главы администрации городского округа "Город Калининград" от 15.05.2008 N 200-р утверждена доработанная архитектурная концепция благоустройства озера Верхнее в г.Калининграде, утверждено задание и смета на корректировку рабочего проекта "Реконструкция гидротехнических сооружений и зоны отдыха вокруг озера Верхнее в г.Калининграде", Комитету строительства и транспорта совместно с МКП "УКС" предписано обеспечить корректировку рабочего проекта (л.д.79).
Доказательства отмены или признания недействительным названного распоряжения Управлением не представлены.
Таким образом, действия Предприятия по реализации рабочего проекта предусмотрены утвержденной в установленном порядке органом местного самоуправления доработанной архитектурной концепцией, доказательств нарушений природоохранного законодательства, влекущих административную ответственность, Управлением не представлены.
На основании изложенного, апелляционный суд считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 ноября 2008 года по делу N А21-7722/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 30 сентября 2008 года N 61/1 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении МКП города Калининграда "Управление капитального строительства" (г.Калининград, площадь Победы, д.1, ОГРН 1043900854690).
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7722/2008
Истец: Муниципальное казенное предприятие г. Калининграда "Управление капитального строительства"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Калининградской области