г. Санкт-Петербург
20 февраля 2009 г. |
Дело N А56-28277/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Е.А. Фокиной, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-967/2009, 13АП-1414/2009) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе и ОАО "Предприятие Гальваник" на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2008г. по делу N А56-28277/2008 (судья Синицына Е.В.)
по заявлению ОАО "Предприятие Гальваник"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (РО ФСФР в СЗО)
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: Петрова С.А. ген.директор, выписка из протокола от 02.06.2008г.
от ответчика: Шараповой К.А. доверенность от 02.12.2008г. N 54
установил:
ОАО "Предприятие Гальваник" обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе от 25.06.2008г. N 16/1025 о принятии мер, направленных на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации впредь.
В обоснование своих доводов общество ссылается на несоответствие указанных в предписании нарушений Федерального закона "Об акционерных обществах" и Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров фактическим обстоятельствам.
Решением суда первой инстанции заявленные ОАО "Предприятие Гальваник" требования удовлетворены частично. Признано незаконным предписание Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе от 25.06.2008г. N 16/1025 в части признания ОАО "Предприятие Гальваник" нарушившим пункт 4 ст.56 Закона "Об акционерных обществах". В остальной части удовлетворения требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе и ОАО "Предприятие Гальваник направили апелляционные жалобы, в которых просили решение суда изменить.
В судебном заседании представитель РО ФСФР в СЗО поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права при оценке обстоятельств дела, поскольку факт допущенного обществом нарушения положений п.4 ст.56 Федерального закона "Об акционерных общества" отражен в акте проверки. Уполномоченный орган просит изменить решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы по тем основаниям, что указанные в предписании нарушения Федерального закона "Об акционерных обществах" и Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров не соответствуют фактическим обстоятельствам и опровергнуты представленными доказательствами.
Свои возражения по апелляционным жалобам стороны изложили в отзывах.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу общества обоснованной и подлежащей удовлетворению, апелляционная жалоба РО ФСФР в СЗО отклонена.
Как видно из материалов дела, 02.06.2008г. Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе проведена проверка в виде наблюдения соблюдения ОАО "Предприятие Гальваник" требований законодательства РФ об акционерных обществах при подготовке, созыве и проведении годового общего собрания акционеров общества.
По результатам данной проверки уполномоченным органом вынесено предписание от 25.06.2008г. N 16/1025 о принятии мер, направленных на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации впредь.
В описательной части предписания указано на нарушение обществом п.2, п.4 ст.56, ст.59, п.4 ст.60 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах", п.3.7, 2.14 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. На общество возложена обязанность в 10-дневный срок с даты получения предписания представить письменный отчет с приложением надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
По мнению административного органа, обществом нарушены:
- п.4 ст.56 Федерального закона "Об акционерных обществах", а именно, осуществление регистрации лиц, принявших участие в годовом общем собрании акционеров 02.06.2008г. в период с 12.00 до 14.00 только одним членом счетной комиссии.
- п.3.7 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров - годовой отчет общества не подписан лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа общества, а также главным бухгалтером общества и не содержит отметку о его предварительном утверждении советом директоров общества.
- п.4 ст.60 Федерального закона "Об акционерных обществах" и п.2.14 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров - в бюллетенях не указаны место нахождения общества, место и время проведения общего собрания акционеров, отсутствует упоминание, что бюллетень должен быть подписан акционером; бюллетень для голосования по вопросу "Избрание ревизионной комиссии ОАО "Предприятие Гальваник" не предусматривает вариантов для голосования "Воздержался" и "Против" по каждой кандидатуре в состав ревизионной комиссии; в бюллетенях для голосования отсутствуют поля для проставления числа голосов, отданных за каждый вариант голосования, не содержатся разъяснения о вариантах голосования и том, что не разъяснены права голосующих и порядок подписания бюллетеней.
РО ФСФР в СЗО предписало обществу пунктом 1 принять меры, направленные на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации впредь, и пунктом 2 представить в 10-дневный срок письменный отчет об исполнении п.1 данного предписания с представлением надлежащим образом оформленных документов (сшитые, пронумерованные, подписанные полномочным лицом, скрепленные печатью организации), подтверждающих исполнение требований указанных в предписании.
ОАО "Предприятие Гальваник" не согласилось с указанным предписанием по тем основаниям, что названные в предписании нарушения Федерального закона "Об акционерных обществах" и Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, допущенные обществом, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные ОАО "Предприятие Гальваник" требования, исходил из установления нарушений, изложенных в описательной части обжалуемого предписания, не оценив его по существу.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Федерального закона от 22.04.1996г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" осуществление контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг возложена на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п.6 ст.44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг предоставлено право устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций.
Федеральной службой по финансовым рынкам приказом от 13.11.2007г. N 07-108/пз-н утверждено Положение о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам.
Согласно п.1.3.2 названного Положения уполномоченный орган вправе проводить внеплановую выездную проверку в виде наблюдения на общем собрании акционеров по месту проведения общего собрания акционеров и проверять исполнение эмитентом требований законодательства об акционерных обществах при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров, законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг или в случае поступления жалоб, обращений, заявлений или иной информации, содержащей сведения о возможном нарушении законодательства Российской Федерации или прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг при подготовке и проведении общего собрания акционеров эмитента.
В силу п.3.2 указанного Положения по итогам наблюдения составляется отчет в одном экземпляре о наблюдении на общем собрании акционеров эмитента, который в организацию не направляется и согласно требованиям п.22.3.4 Административного регламента регистрируется в установленном порядке с пометкой - для служебного пользования.
Пункт 3.4 Положения предусматривает принятие решения в форме приказа, предписания или обращения в суд по результатам рассмотрения акта выездной или камеральной проверки с учетом возражений и замечаний, предоставленных организацией.
Проанализировав названные нормы, апелляционный суд сделал выводы, что по результатам проверки в виде наблюдения составляется только отчет, который используется уполномоченным органом в работе по осуществлению контроля и надзора. Решения в форме приказа, предписания или обращения в суд выносятся уполномоченным органом только на основании акта, в котором зафиксированы допущенные проверяемым лицом нарушения.
Из материалов дела следует, что уполномоченный орган акт проверки не составлял и общество с таким актом не знакомил. Тем не менее, по результатам проверки в виде наблюдения, вынес предписание от 25.06.2008г. N 16/1025 о принятии мер, направленных на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации впредь, и направил его обществу, что противоречит п.3.4 Положения о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам.
Приложением 7 к Административному регламенту, утвержденному приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 13.11.2007г. N 07-107/пз-н, является образец предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Исследовав оспариваемое предписание, апелляционный суд установил, что в описательной части уполномоченным органом изложены допущенные обществом нарушения при проведении 02.06.2008г. годового общего собрания акционеров. Обществу предписано:
1. принять меры, направленные на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации впредь,
2. представить в 10-дневный срок письменный отчет об исполнении п.1 данного предписания с представлением надлежащим образом оформленных документов (сшитые, пронумерованные, подписанные полномочным лицом, скрепленные печатью организации), подтверждающих исполнение требований указанных в предписании.
Следует отметить, что в предписываемой части не указаны действия, которые надлежит выполнить обществу, и какие необходимо представить документы, подтверждающие исполнение данного предписания.
Уполномоченный орган, направляя обществу предписание от 25.06.2008г. N 16/1025, не учел те обстоятельства, что собрание уже проведено, все процедурные документы оформлены и не подлежат исправлению, общество не вправе вносить какие-либо изменения в подписанные акционерами документы. Следовательно, обществом не может быть исполнен и второй пункт названного предписания.
Оценив данное предписание, апелляционный суд считает, что оно не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества.
Более того, проанализировав нарушения, изложенные в описательной части названного предписания, апелляционный суд сделал выводы, что уполномоченным органом не доказано нарушение обществом п.4 ст.56 Федерального закона "Об акционерных обществах", а именно, осуществление регистрации лиц, принявших участие в годовом общем собрании акционеров 02.06.2008г. в период с 12.00 до 14.00 только одним членом счетной комиссии.
Несостоятельна ссылка уполномоченного органа на нарушение обществом п.3.7 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров - годовой отчет общества не подписан лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа общества, а также главным бухгалтером общества и не содержит отметку о его предварительном утверждении советом директоров общества. Годовой отчет подписывается и утверждается в установленном порядке - данные подписи совершаются на его титульном листе, что видно из представленных в дело документов.
Суд отклоняет доводы уполномоченного органа о том, что бюллетени голосования не соответствуют требованиям п.4 ст.60 Федерального закона "Об акционерных обществах" (отсутствует упоминание, что бюллетень должен быть подписан акционером, нет графического выделения полей для отметки голосов и варианта голосования). Указанный факт опровергается представленными в дело образцами бюллетеней. При этом следует отметить, что законодателем не утверждена форма того или иного бюллетеня, но установлены определенные требования, которым представленные экземпляры соответствуют. В бюллетенях имеются все необходимые сведения. Отсутствие графического выделения полей не будет основанием для признания данного бюллетеня дефектным либо ненадлежащее оформленным, поскольку около вариантов голосования имеется достаточно места для проставления отметки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 269, ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2008г. по делу N А56-28277/2008 изменить.
Признать незаконным предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе от 25.06.2008г. N 16/1025, направленное ОАО "Предприятие Гальваник".
Апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28277/2008
Истец: ОАО "Предприятие Гальваник"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-28277/2008
03.08.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-967/2009
28.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-28277/2008
20.02.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-967/2009