г. Санкт-Петербург
24 марта 2009 г. |
Дело N А56-10273/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-521/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2008 по делу N А56-10273/2007 (судья Мирошниченко В.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Иртранс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): Тихомиров О.Ю. - доверенность N 6 от 08.09.2008;
от ответчика (должника): Махова О.А. - доверенность N 03/00108 от 13.01.2009;
установил:
Закрытое акционерное общество "Иртранс" (далее - Общество, ЗАО "Иртранс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.03.2007 N 07-01-218 в части отказа Обществу в возмещении 45 261 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2006 года и об обязании Инспекции возвратить указанную сумму налога на его расчетный счет.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007 решение суда первой инстанции от 20.07.2007 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 21.01.2008 оставил без изменения постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007.
Общество обратилось с заявлением в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре постановлений арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 10.07.2008 N 4407/08 отказал в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А56-10273/2007 о пересмотре в порядке надзора постановлений апелляционной и кассационной инстанций, указав при этом, что по вопросу применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком в составе цены за оказанные ему услуги транспортировки товара до его помещения под таможенный режим экспорта, правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2008 N 14227/07, от 01.04.2008 N 14439/07 и имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности оспариваемых судебных актов (по вновь открывшимся обстоятельствам) Обществом не исчерпаны.
Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 18.10.2007 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 постановление этого суда от 18.10.2007 по делу N А56-10273/2007 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда от 20.07.2007 отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, услуги по предоставлению порожнего подвижного состава, оказанные Обществу открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" Октябрьской железной дороги в лице филиала "Желдорэкспедиция", согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ должны облагаться НДС по ставке "0" процентов. Кроме того, Инспекция считает, что сумма НДС, уплаченная Обществом открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" Октябрьской железной дороги в лице филиала "Желдорэкспедиция" в составе платы за услуги по предоставлению подвижного состава, компенсируется Клиентом в составе сумм возмещаемых расходов, понесенных в интересах последнего.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Общества в суде апелляционной инстанции отказался от требования о признании недействительным решения налогового органа от 12.03.2007 N 07-01-218 в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 1 602 руб. и об обязании возвратить указанную сумму на расчетный счет Общества. В остальной части решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 19.12.2007 года представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2006 года и документы в соответствии со статьей 165 НК РФ.
Согласно представленной декларации сумма налога, принимаемая к вычету, составила 288 059 руб.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что Обществом неправомерно заявлен к возмещению НДС в сумме 45 261 руб. по организациям поставщикам ОАО "РЖД" филиал Октябрьской железной дороги "Желдорэкспедиция" за оказанные услуги (работы) ТЭУ (предоставление подвижного состава).
По результатам камеральной проверки Инспекцией 12.03.2007 года вынесено решение N 07-01-218 об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость. Указанным решением признано обоснованным применение Обществом налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 2 788 794 руб., возмещен НДС в сумме 242 798 руб. и отказано в возмещении НДС в сумме 45 261 руб.
Считая принятое налоговым органом решение в оспариваемой части недействительным, Общество обжаловало его в арбитражный суд. Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, ссылаясь на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, признал, что Общество, подтвердило право на возмещение НДС в размере 45 261 руб., поскольку налоговая ставка по НДС для операций по реализации услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых за пределы РФ товаров и иных подобных работ, услуг, к которым относятся, как это следует из пункта 1 статьи 801 ГК РФ и экспедиторские услуги, установлена Кодексом и составляет 0 процентов.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что Общество оказывает транспортно-экспедиционные услуги по перевозке грузов на железнодорожном транспорте.
10.09.2003 года между Обществом и фирмой "NORDIC FORWARDING SERVICES LIMITED" (Великобритания (Клиент) заключен договор транспортной экспедиции N 07, в соответствии с которым Общество взяло на себя обязательство по поручению Клиента и за счет Клиента оказать услуги по организации и экспедированию перевозок грузов в международном сообщении в собственном, арендованном, приобретенном в лизинг "Иртрансом" подвижном составе (вагонах); в подвижном составе (вагонах) парка МПС; в собственном подвижном составе (вагонах) Клиента или вагонах других организаций, которыми Клиент имеет право распоряжаться, а также оказать дополнительные услуги, связанные с этими перевозками.
Во исполнение договора транспортной экспедиции Общество (Заказчик) 01.11.2005 года заключило с ОАО "РЖД", в лице начальника "Желдорэкспедиции" Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (Исполнитель) договор N 1963/2 на организацию перевозок, регулирующий взаимоотношения сторон при выполнении Исполнителем поручений Заказчика на организацию перевозок по территории России, стран СНГ и стран зарубежья.
В соответствии с данным договором Исполнитель взял на себя обязательства предоставить Заказчику по его заявке подвижной состав для доставки грузов; осуществлять диспетчерский контроль за продвижением груженных и возврату порожних вагонов.
Дополнительным Соглашением от 16.12.2005 года срок действия Договора N 1963/2 от 01.11.2005 года продлен по 31.12.2006 года.
В соответствии с актами выполненных работ по договору N 1963/2 от 01.11.2005 между ОАО "РЖД" и ЗАО "Иртранс" N 1197/6т от 31.12.2005, N 454/20т от 30.06.2006, N 453/19т от 30.06.2006 ОАО "РЖД" оказало Обществу услуги по предоставлению подвижного состава для доставки груза на экспорт. Общая стоимость оказанных услуг составила 326 104 руб. 60 коп., в том числе НДС - 49 744 руб. 80 коп. При этом в актах указаны номера вагонов (контейнеров), следующих на экспорт.
На основании указанных актов, ОАО "РЖД" выставило Обществу счета-фактуры N 0010210000001527/0000000744 от 30.06.2006 на сумму 205 839 руб. 20 коп., в том числе НДС - 31 399 руб. 20 коп., N 0010210000001527/0000000745 от 30.06.2006 на сумму 84 995 руб. 40 коп., в том числе НДС - 12 965 руб. 40 коп. и N 001021152702/2 219 от 31.12.2005 на сумму 35 270 руб. 20 коп., в том числе НДС - 5 380 руб. 20 коп.
Обществом произведена оплата по выставленным счетам-фактурам, в том числе и НДС в сумме 45 261 руб. 30 коп.
Указанная сумма налога заявлена Обществом в налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов к возмещению в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса установлено, что налогообложение по налоговой ставке "0" процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и иные подобные работы (услуги).
Исходя из буквального толкования положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, реализация таких услуг подлежит обложению НДС по ставке "0" процентов, если услуги оказываются в отношении экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров.
Для целей обложения НДС товары считаются экспортируемыми с момента их помещения под таможенный режим экспорта (статья 164 НК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Следовательно, для решения вопроса о применении надлежащей налоговой ставке при обложении НДС операций по реализации услуг по предоставлению подвижного состава необходимо сопоставить даты оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта.
По определению суда апелляционной инстанции сторонами произведена сверка расчетов по документам - грузовым таможенным декларациям и ведомостям подачи и уборки вагонов, позволяющим соотнести дату оказания услуг по предоставлению подвижного состава с датой помещения товаров под таможенный режим экспорта. Указанные документы представлены заявителем в суд апелляционной инстанции (том 2 листы дела 39-361).
Из акта сверки расчетов, отметок таможни в грузовых таможенных декларациях о дате выпуска товара в таможенном режиме экспорта, ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что услуги по подаче порожних вагонов на сумму 286 209 руб. оказаны Обществу Исполнителем до помещения товаров под таможенный режим экспорта. Следовательно, по указанным услугам Обществу обоснованно предъявлен НДС в сумме 43 659 руб. по налоговой ставке "18" процентов. Доводы налогового органа о том, что акты выполненных работ датированы позднее штампа "выпуск разрешен" не основаны на оспариваемом решении Инспекции и материалах дела.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции установлено, что Обществом представлен не полный комплект документов - отсутствует часть ведомостей подачи - уборки вагонов, в связи с их уничтожением ввиду истечения срока хранения. Однако, учитывая, что налоговым органом в ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2006 года указанные документы - ведомости подачи-уборки вагонов в порядке статьи 88 НК РФ затребованы не были и между сторонами отсутствовали разногласия по сумме НДС, то не представление Обществом при рассмотрении апелляционной жалобы полного пакета документов, не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.
По мнению налогового органа, сумма НДС, уплаченная Обществом перевозчику в составе платы за оказанные услуги по предоставлению порожних вагонов, компенсируется Клиентом, который и имеет право на возмещение вышеуказанной суммы НДС.
Апелляционная инстанция считает данный довод инспекции необоснованным.
Разделом 3 Договора от 10.09.2003 N 07 определен порядок расчета между Обществом и Клиентом. В договорную цену, согласно пункту 3.8. договора включается сумма вознаграждения Общества за оказанные услуги и сумма железнодорожного тарифа.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
При таких обстоятельствах, довод Инспекции о неправомерности применения Обществом вычетов по НДС, уплаченных в составе вышеназванных услуг, является ошибочным.
Оценив в совокупности и взаимосвязи все доказательства по делу, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый Обществом ненормативный акт налогового органа недействительным в обжалуемой части.
Учитывая, что Обществом в суде апелляционной инстанции заявлен отказ от требования о признании недействительным решения налогового органа от 12.03.2007 N 07-01-218 в части отказа в возмещении НДС в сумме 1 602 руб. и обязании инспекции возвратить на расчетный счет указанную сумму налога, производство по делу в указанной части подлежит прекращению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ закрытого акционерного общества "Иртранс" от требования о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу от 12.03.2007 N 07-01/218 в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 1 602 руб. и об обязании возвратить указанную сумму налога на расчетный счет закрытого акционерного общества "Иртранс".
В указанной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2007 по делу N А56-10273/2007 отменить, производство по делу в данной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и ленинградской области от 20.07.2007 по делу N А56-10273/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу в пользу закрытого акционерного общества "Иртранс" 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10273/2007
Истец: ЗАО "Иртранс"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-10273/2007
24.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12205/2007
21.01.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-10273/2007