г. Санкт-Петербург
06 апреля 2009 г. |
Дело N А56-43669/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1594/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2008 по делу N А56-43669/2008 (судья Пасько О.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Завод радиотехнического оборудования"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным требования, обязании исключить из лицевого счета сумму задолженности
при участии:
от заявителя: Алябьева Н.Э. по доверенности от 26.05.2008 N 1/24-2254
Минакова М.А. по доверенности от 31.07.2008
от ответчика: Дедова Н.И. по доверенности от 03.02.2009 N 03-08-02/02540;
установил:
Открытое акционерное общество (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной Инспекции ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, инспекция) от 13.10.2008 N 18699 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа", а также об обязании Межрайонной Инспекции ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ЗРТО" путем исключения из его лицевого счета суммы задолженности по пеням по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды в размере 1 428 618,57 руб.
Решением от 11 декабря 2008 г. требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой просил судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, направление заявителю оспариваемого требования спустя более трех лет и нарушение статей 70 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет значения, потому что данное требование является уточненным в связи с изменением налоговой обязанности заявителя.
Также налоговый орган считает неправомерным обязание судом исключить из лицевого счета налогоплательщика спорной заложенности, т.к. указанный документ является формой внутреннего контроля и не может нарушать прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и наставил на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Общества с апелляционной жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом в адрес заявителя было выставлено требование N 18699 от 13.10.2008 (л.д.10), в соответствии с которым заявителю было предложено уплатить пени в сумме:
- 80 880,39 руб. начисленные на недоимку по взносам в государственный фонд занятости населения по сроку уплаты 01.01.2005;
- 1 004 656,81 руб. на недоимку по взносам в пенсионный фонд по сроку уплаты 01.01.2005;
- 103 926,44 руб. на недоимку по взносам в фонд социального страхования по сроку уплаты 01.01.2005;
- 13 007,03 руб. на недоимку по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по сроку уплаты 01.01.2005;
- 226 147,90 руб. на недоимку по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования по сроку уплаты 01.01.2005.
Из материалов дела установлено, что все указанные в оспариваемом требовании N 18699 суммы пени начислены на суммы недоимок, указанные в требовании N 0216023348 от 02.05.2002 (л.д.52). Данные обстоятельства налоговый орган не оспаривает.
Судами установлено, что заявителем частично погашена недоимка, указанная в требовании от 07.05.2002, что не отрицает инспекция и подтверждается основанием выставления уточненного требования от 13.10.2008 (л.д.11).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, определенном Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок взыскания налога с организации установлен в статьях 46 и 47 НК РФ.
Одним из способов обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов является взыскание пеней, предусмотренных пунктом 1 статьи 75 НК РФ.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня по своей правовой природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.
Таким образом, введение государством взимания пеней направлено на понуждение налогоплательщика - в целях избежания им дополнительных финансовых потерь - своевременно, без задержки уплачивать установленные законодательством о налогах и сборах обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Пунктом 5 статьи 75 НК РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с пунктом 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
До взыскания с налогоплательщика задолженности по пеням налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что налоговый орган в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени; дату, с которой они начисляются; ставку пеней - то есть данные, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пеней.
Налоговый орган не смог представить в материалы дела обоснование сумм указанной задолженности по пени в оспариваемом требовании, в связи с чем, суд не имеет возможности проверить правомерность спорных сумм, с учетом периода начисления пени, сумм с которых они были начислены и за какой период образовалась задолженность, на которую начислялись пени.
Кроме того, согласно справке N 107 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 11.03.2009 у Общества отсутствует какая-либо задолженность в виде пени по вышеуказанным фондам.
При таких обстоятельствах обжалуемое требование не соответствует нормам налогового законодательства, а именно ст.69 НК РФ.
Как определено пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60-ти дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Кодекса.
При этом статья 47 Кодекса не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
Однако, в статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации, также как и в статье 46 Кодекса, определены правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке, и одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
Поэтому 60-тидневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке (как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента), поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Кодекса.
Иное толкование Закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет средств имущества налогоплательщика без ограничения срока.
Главой 10 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено понятие направления налоговым органом сводного требования, в которое включались бы не исполненные налоговые обязательства, срок принудительного взыскания которых истек.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением ВАС Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07 и Определением ВАС Российской Федерации от 19.02.2008 N 2372/08.
Налоговый кодекс Российской Федерации не допускает возможности направления налоговыми органами налогоплательщикам повторных требований. Повторное направление требований об уплате в бюджет обязательных платежей направлено на искусственное увеличение сроков их принудительного взыскания, установленных названным Кодексом.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Инспекция не представила доказательств наличия у Общества недоимки, на которую начислены пени, а также расчет пеней.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к вводу о признании недействительным требования N 18699 от 13.10.2008.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества об исключении указанной в оспариваемом требовании суммы задолженности по пеням из его лицевого счета как неподлежащей взысканию.
В соответствии с Приказом МНС от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" (далее - Приказ) суммы пени и штрафов по требованиям, признанным судебными актами недействительными, должны быть исключены из карточек лицевого счета налогоплательщика, которые ведет налоговая инспекция для обеспечения своевременности, правильности и полноты производимых налоговым органом начислений по налогам согласно пункту 7 статьи 31 и статье 32 НК РФ.
В карточках лицевых счетов ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов, пени, штрафов.
Требования об уплате налогов направляются налоговым органом на основании данных, содержащихся в карточках лицевого счета предприятия.
Действительно, лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов, и поэтому не отражение в лицевом счете налоговых платежей само по себе не ущемляет прав налогоплательщиков.
Однако невнесение в карточку лицевого счета изменений на практике влечет за собой повторное направление налоговым органом требований об уплате налогов, а также принятие решений о принудительном их взыскании.
Налоговый орган, продолжая учитывать спорную сумму пеней в качестве недоимки фактически может производить действия по ее принудительному взысканию с налогоплательщика, а также препятствует получению предприятием справок об отсутствии задолженности по налогам и сборам и законному возврату обязательных платежей, необходимых ему для ведения нормальной хозяйственной деятельности (в частности, использования систем кредитования), в связи с чем суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что таким образом, нарушаются права и законные интересы налогоплательщика.
Поскольку судами установлено неправомерность выставления требования от 13.10.2008 N 18699 о наличии у Общества задолженности по пени на общую сумму 1 428 618,57 руб., то отражение в лицевом счете указанной суммы также не правомерно и ущемляет права и законные интересы Общества.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 декабря 2008 года по делу N А56-43669/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43669/2008
Истец: ОАО "Завод радиотехнического оборудования"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N8 по Санкт-Петербургу, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Санкт-Петербургу