г. Санкт-Петербург
13 апреля 2009 г. |
Дело N А21-619/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3016/2009) ООО "ВАГО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.02.2009 по делу N А21-619/2009 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению ООО "ВАГО"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Калининграду
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВАГО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по г. Калининграду (далее - Инспекция) от 30.12.2008 N 254-08 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 11.02.2009 суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ВАГО" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.02.2009 по делу N А21-619/2009 и принять по делу новый судебный акт. Общество считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, в соответствии с действующим законодательством налоговая инспекция не является уполномоченным органом по контролю за соблюдением Правил торговли алкогольной продукции в розничной торговле, следовательно, не уполномочена не только составлять протоколы в области оборота алкогольной продукции в розничной торговле, но и в силу положений пункта 8 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" привлекать организации и граждан к ответственности за нарушение Правил торговли. В частности, налоговые органы не наделены полномочиями по выявлению административных правонарушений, предусмотренных часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ, т.к. их компетенция ограничена промышленным производством и оптовой торговлей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 22.12.2008 Инспекцией совместно с сотрудниками ОБЭП УВД по Центральному району на основании поручения от 22.12.2008 N 130 проведена проверка соблюдения ООО "ВАГО" законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, а также соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции и табачной продукции в принадлежащей Обществу таверне "Бюргер", расположенной по адресу: г. Калининград, пер. Зоологический, д. 11.
В ходе проверки установлено, что реализация алкогольной продукции в таверне "Бюргер" осуществляется с нарушением пункта 141 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), в меню отсутствуют цены на весь объем алкогольной продукции в потребительской таре. В частности в карте бара, утвержденной 01.11.2008 директором Общества, указана алкогольная продукция: текилы "Мексикана Серебряная"; рома "Бакарди супериор Карта Бланка", "Капитан Морган Черная марка", "Олд Кастер"; виски "Джонни Блэк Лейбл", "Джонни Ред Лейбл", "Лейбл 5 Шотландское купажированное виски"; джина "Гордоне Лондон Драй"; коньяка "Араспел Ной 3 звезды", "Леопольд Гурмель Первые ароматы"; бренди "Метакса 5 звезд классическая"; водки "Настойка Тан-Фунг рисовая", "Абсолют", "Финляндия клюква", "Русский стандарт настоящая", "Кремлевская","Настойка Немиров медовая с перцем", "Немиров Горилка", "Градус Лед"; ликеров "Калуа", "Малибу Коконут", "Куантро", "Самбука Вилла Виола", "Боле Блюю Кюрасао"; мартини "Бьянко", "Россо", "Экстра Драй" только по цене за 50 и 100 грамм.
По факту выявления правонарушения Инспекцией составлен акт от 22.12.2008 N 01195/139.
Инспекцией 22.12.2008 в присутствии директора ООО "ВАГО" составлен протокол об административном правонарушении N 01195-ю.
Постановлением от 30.12.2008 N 254-08 ООО "ВАГО" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Считая указанное постановление Инспекции незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований суд пришел к выводу о нарушении ООО "ВАГО" правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, признав доказанным наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией алкогольной или спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции запрещено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе, о ее цене и объеме в потребительской таре. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Согласно пунктам 138, 141 Правил в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что в момент проведения сотрудниками налогового органа проверки в таверне "Бюргер", принадлежащей Обществу, в доступном для посетителей месте находился прейскурант (карта бара), в котором отсутствовали сведения о цене за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре (за бутылку).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, является правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае суд оценил имеющиеся в деле доказательства и пришел к правильно выводу о том, что Общество имело возможность не нарушать требования законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако оно не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения.
С учетом изложенного вывод суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, является правильным.
В части 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (часть 1 статьи 23.50 КоАП РФ).
Из положений статьи 142 Правил следует, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, действующим в том числе через свои территориальные органы.
Таким образом, проведение проверки, составление протокола об административном правонарушении и вынесение в отношении Общества постановления о назначении административного наказания осуществлено уполномоченным органом.
Нарушений административным органом требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным и отмене постановления от 30.12.2008 N 254-08, не выявлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что Инспекция провела проверку с нарушением положений пункта 4 статьи 7 Закона N 134-ФЗ, согласно которому в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации, является ошибочным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 134-ФЗ действие названного закона направлено на регулирование отношений в области защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).
В абзаце первом статьи 2 Закона N 134-ФЗ дано определение понятия "государственный контроль (надзор)", под которым следует понимать проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленным федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Толкование приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что под действие Закона N 134-ФЗ подпадают отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам. Государственный контроль - это мероприятия по проверке свойств и характеристик товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям.
Так как контрольные мероприятия, проводимые налоговым органом в целях проверки соблюдения Обществом правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не направлены на проверку соблюдения ООО "ВАГО" обязательных требований к товарам (работам, услугам), то эти мероприятия не подпадают под понятие "государственный контроль", используемое в целях Закона N 134-ФЗ. В связи с этим ссылка подателя апелляционной жалобы на нарушение Инспекцией положений Закона N 134-ФЗ является неправильной.
На основании изложенного, суд апелляционный инстанция считает, что суд дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 февраля 2009 по делу N А21-619/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ВАГО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-619/2009
Истец: ООО "ВАГО"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Калининграду