г. Санкт-Петербург
08 мая 2009 г. |
Дело N А56-12811/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лариной Т.С.
судей Герасимовой М.М., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Алтуниной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56-12811/2005
по иску Муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное объединение ВРЛО"
к Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: МП "Центр КПСС", Комитет финансов муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области", МУП "УЖКХ "Единая служба заказчика", Комитет по социальной защите населения Ленинградской области
о взыскании 10 967 140 руб.
от истца: не явился, извещен;
от ответчика:1.- не явился, извещен; 2.- Чудинов С.А. доверенность от 19.01.09г., паспорт;
от третьего лица: не явились, извещены
установил:
МП "ЖКО Всеволожского района Ленинградской области" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету финансов Ленинградской области о взыскании 7 588 110 руб. расходов, понесенных в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с апреля 2002 года по 31.12.2003г.
По инициативе истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное предприятие "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий Всеволожского района Ленинградской области" и Комитет финансов МО "Всеволожский район Ленинградской области".
Определением от 11.07.2005г. и участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МУП "УЖКХ" Единая служба заказчика".
До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил требования и просил взыскать с Комитета финансов ЛО 9 566 404 руб. расходов, понесенных в связи с предоставлением в указанный период гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ N 5-ФЗ "О Ветеранах", ФЗ от 18.10.1991г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и ФЗ от 18.04.1991г. N 1026-1 "О милиции".
Решением от 17.10.2005г., оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.04.2006г. иск удовлетворен.
Постановлением суда кассационной инстанции от 24.11.2006г. решение от 17.10.2005г. и постановление от 27.04.2006г. отменены, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции определением от 06.02.2007г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация, а Комитет финансов Ленинградской области заменен соответствующим публично-правовым образованием - Ленинградской областью в лице Комитета финансов Ленинградской области.
Решением от 25.05.2007г., оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.12.2007. исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда кассационной инстанции от 11.04.2008г. решение от 25.05.2007г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением 18.07.2008г. исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу МП "ЖКО Всеволожского района Ленинградской области" взысканы расходы, связанные с предоставлением льгот, в размере 8 847 122 руб. 88 коп.
Не согласившись с указанным решением, Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение от 18.07.2008 года отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для безусловной отмены обжалуемого решения, предусмотренных п.2 ч.4 ст. 270 АПК РФ, постановлением от 27.10.2008г. решение суда первой инстанции по делу А56-12811/2005 от 18.07.2008г. по процессуальным основаниям отменил, назначил рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции.
В судебном заседании при рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по ходатайству РФ в лице Министерства Финансов РФ привлечен Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, сторонам предлагалось провести сверку расчетов на базе данных Комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области, в связи с чем истец должен был предоставить в Комитет документы для проведения сверки по тем лицам, кому льготы были предоставлены.
Истец, несмотря на неоднократное предложение о предоставлении документов, материалы в адрес третьего лица не направил, сверку не провел, в судебное заседание не явился.
В судебное заседание 28.04.2009г. явился представитель Министерства Финансов РФ, остальные участники по делу извещены надлежащим образом.
Апелляционный суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся представителей.
Как следует из материалов дела, истец, обслуживающий жилищный фонд Всеволожского района Ленинградской области при взимании в 2002-2003г.г. с граждан платы за жилье и коммунальные услуги учитывал льготы, установленные ФЗ N 5-ФЗ "О Ветеранах", ФЗ от 18.10.1991г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и ФЗ от 18.04.1991г. N 1026-1 "О милиции".
Поскольку расходы по предоставлению льгот возмещены МП "ЖКО ВРЛО" частично, предприятие обратилось в суд с иском о возмещении расходов.
В соответствии со ст. 14-22 ФЗ "о ветеранах" ветеранам предоставляется льгота по оплате жилья и коммунальных услуг.
Статья 10 ФЗ "о ветеранах" предусматривает возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 16 ФЗ "о реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено право реабилитированных лиц на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. N 334 утверждены правила предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию Закона.
Правилами установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот соответствующим категориям граждан, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета.
В 2002 - 2003гг. начисление, сбор и обработка платежей за жилищно-коммунальные услуги, выпуск квитанций на оплату предоставленных жилищно-коммунальных услуг, а также начисление и учет льгот во Всеволожском районе осуществляло МУП "Центр учета, контроля и начисления платежей", созданное в целях упорядочения расчетов за жилищно-коммунальные услуги на территории Всеволожского района постановлением Главы администрации N 1582 от 17.08.2000г.
МП "Центр КПСС" взимало с населения плату за жилищно-коммунальные услуги, оказанные МП "ЖКО", на основании договоров N 14/01 от 01.06.2001г., N 2/03 от 04.01.2003г., заключенных между ним и МП "ЖКО".
В соответствии с названными договорами и распоряжением Главы администрации МО "Всеволожский район" Ленинградской области от 11.06.2002г. МП "Центр КПСС" производило также начисление льгот и субсидий гражданам при наличии соответствующих документов.
В период с апреля 2002 по 31.12.2003 г. ветеранам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, МП "Центр КПСС" при оформлении квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказанных МП "ЖКО" учитывало льготу в виде снижения оплаты на 50 процентов.
Определение порядка возмещения затрат, связанных с предоставлением льгот, утвержденного распоряжением Губернатора Ленинградской области от 06.03.2001г. N 99-рг, возложено на администрации муниципальных образований.
Возмещение затрат от предоставленных истцом льгот, осуществлялось через МУП "УЖКХ "Единая служба заказчика"", в пределах средств, выделенных из областного бюджета бюджету Всеволожского района в соответствии с договорами N 7 от 11.06.2001г, N 26 от 13.11.2002г.
По договору N 7 от 11.06.2001г. возмещались затраты от предоставления льгот в соответствии с ФЗ "о ветеранах".
По договору N 26 от 13.11.2002г. возмещались затраты от предоставления льгот в соответствии с ФЗ "о реабилитации жертв политических репрессий".
Средства, которые были выделены МО "Всеволожский район" из бюджета Ленинградской области на предоставление льгот населению по оплате жилья и коммунальных услуг, перечислены истцу через МУП "УЖКХ "Единая служба заказчика"" и использованы по назначению.
Истец утверждает, что в результате предоставления указанных льгот ему не были компенсированы понесенные расходы N в 2002 г. - в сумме 3 375 617 руб. 85 коп., в 2003 г. - в сумме 6 190 786 руб. 44 коп.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что, если установившим льготы Федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативно-правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципального образования, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или Муниципального образования.
Следовательно, в том случае, если Ленинградская область из федерального бюджета не получила денежных средств, достаточных для возмещения расходов истца, понесенных им в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законами "О ветеранах" и "О реабилитации жертв политических репрессий", компенсация расходов должна быть произведена за счет казны Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.04.2008г. суду рекомендовано при новом рассмотрении дела проверить списки льготников по всем законам за 2002-2003гг., проверить обоснованность требований истца о возмещении расходов, возникших в результате предоставления льгот.
В обоснование понесенных расходов истцом представлены Акты сверки расчетов за периоды с апреля 2002 г. по декабрь 2002 г., с января 2003 г. по 31.12.2003г., которые принимались во внимание судом при рассмотрении дела.
Данные акты сверки расчетов не могут являться доказательством понесенных расходов, поскольку в актах указаны только начисленные суммы, а список лиц, которым предоставлены льготы с подтверждением предоставления льготы по праву и по размеру отсутствует.
Из представленных актов сверки усматривается, что начисления проверялись только МО "Всеволожский район Ленинградской области", представитель субъекта РФ в сверках расчетов участия не принимал. Министерство финансов РФ базой данных по льготной категории граждан не располагает, представленные акты сверки проверить не может.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом предоставлены списки пользующихся льготами, составленные МП "Центр КПСС" за 2002-2003г.г. и списки МП "Центр УКНП" со сведениями по начислениям ЖКУ за 2002-2003г.г. по управлениям ЖКО.
Суд полагает данное доказательство также ненадлежащим, поскольку представленные списки содержат лишь сведения о начислении денежных средств без указаний конкретных лиц и отсутствии данных об этих льготниках.
Соответствующие документы, необходимые для начисления льгот и субсидий на услуги ЖКО также отсутствуют.
Апелляционным судом неоднократно откладывалось рассмотрение дела, истцу предлагалось провести сверку расчетов по размеру заявленных требований. Однако истец в судебное заседание дважды не являлся, дополнительные документы, необходимые для сверки расчетов, не представил.
Таким образом, надлежащие доказательства, подтверждающие размер понесенных истцом расходов при предоставлении льгот гражданам для последующей их компенсации, в материалах дела отсутствуют.
Исковые требования не нашли подтверждения по размеру в материалах дела и удовлетворению не подлежат.
Дело рассматривается по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в первой инстанции, в связи с отменой решения суда первой инстанции по процессуальным основаниям в связи с ненадлежащим извещением ответчика - Министерства финансов.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Истец отзыва на данное заявление и обоснованной позиции не представил.
Апелляционный суд, изучив заявление, выслушав представителя ответчика, приходит к следующему.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.1994г. N 1099, внесение коммунальных платежей производится за истекший месяц. Таким образом, истец должен был узнать о нарушении своего права с момента предоставления гражданину соответствующей льготы и выставления счета на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Учитывая, что надлежащий ответчик привлечен по делу только 06.02.2007г., дело рассматривается по правилам первой инстанции и представитель ответчика заявил о применении срока исковой давности, апелляционный суд полагает, что в соответствии с п.2. ст.199 ГК РФ к исковым требованиям о взыскании расходов в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг за 2002-2003гг. подлежит применению срок исковой давности, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении исковых требований Муниципальному предприятию "Жилищно-коммунальное объединение ВРЛО" отказать.
Взыскать с Муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное объединение ВРЛО" в пользу Министерства финансов Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.С. Ларина |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12811/2005
Истец: Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное объединение ВРЛО"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Ленинградской области, Министерство финансов РФ, Комитет финансов Ленинградской области
Третье лицо: МУП "УЖКХ "Единая Служба Заказчика", МП "Центр КПСС", Комитет финансов муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области", Комитет по социальной защите населения Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-12811/2005
09.06.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-12811/2005
08.05.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11386/2005
27.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11386/2005
11.04.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-12811/2005
14.02.2008 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-12811/2005
24.11.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11112/06
27.04.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11386/05