г. Санкт-Петербург
12 мая 2009 г. |
Дело N А26-464/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2524/2009) ООО "Дирекция ведомственных дорог" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06 февраля 2009 года по делу N А26-464/2009 (судья Кришталь Н.А.), принятое
по заявлению ООО "Дирекция ведомственных дорог"
к Министерству сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Гарист Л.А., доверенность от 21.01.2009.
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция ведомственных дорог" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, административный орган) от 13.01.2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06.02.2009 заявителю отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 06.02.2009 отменить. Податель жалобы указал, что они не занимаются размещением отходов и поэтому не должны оплачивать размещение отходов производства и потребления.
Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия надлежащим образом уведомлено о дате и месте судебного заседания, однако своего представителя не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "Дирекция ведомственных дорог" поддержал доводы апелляционной жалобы, указал, что в действиях заявителя отсутствует состав инкриминируемого правонарушения; что между Обществом и сторонними организациями заключены договоры на передачу отходов производства и потребления.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.11.2008 N 168-р в период с 20.11.2008 по 27.11.2008 государственным инспектором Республики Карелия по охране природы проведено плановое мероприятие по государственному экологическому контроля ООО "Дирекция ведомственных дорог", расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Боровая, д. 10в.
В ходе проверки, оформленной актом от 27.11.2008 N 05-37/127, установлено, что в результате деятельности Общества образуются отходы, в частности: ртутьсодержащие (люминесцентные и бактерицидные лампы), медицинские (ватные тампоны, маски, острый инструментарий, перевязочный материал, ампулы и т.д.), твердые бытовые. Кроме того, проверкой установлены нарушения положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) "Об отходах производства и потребления", а именно:
- отсутствуют проекты нормативов образования отходов производства и потребления и утвержденные лимиты на их размещение.
- отсутствуют паспорта на все виды опасных отходов производства потребления 1-4 класса опасности.
- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления за 2007 год и за 1,2,3 кварталы 2008 года.
- не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов.
05.12.2008 уполномоченным должностным лицом Министерства составлен протокол об административном правонарушении и 13.01.2009 вынесено постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, сослался на то, что в результате деятельности Общества образуются отходы (ртутьсодержащие, медицинские, твердые бытовые), от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, заявитель обязан в установленном порядке вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Поскольку Общество не исполнило эту обязанность, Министерство обоснованно привлекло его к ответственности.
Однако судом не учтено следующее.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Суд указал, что при осуществлении Обществом медицинской деятельности, образуются ртутьсодержащие, медицинские, твердые бытовые отходы, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Министерства не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Кроме того, согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае в постановлении Министерства отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения. Кроме того, не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока.
При наличии таких обстоятельств следует признать, что административный орган привлек юридическое лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Следовательно, решение суда от 06.02.2009 подлежит отмене, а апелляционная жалоба ООО "Дирекция ведомственных дорог" - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06 февраля 2009 года по делу N А26-464/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление старшего государственного инспектора Республики Карелия по охране природы Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия от 13.01.2009 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.41 КоАП РФ ООО "Дирекция ведомственных дорог" (ОГРН 1021000531969, ИНН 1001081822, зарегистрированное по адресу: г. Петрозаводск, ул. Боровая, д. 10в),
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-464/2009
Истец: ООО "Дирекция ведомственных дорог"
Ответчик: Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия