г. Санкт-Петербург
25 июня 2009 г. |
Дело N А26-7083/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Мельниковой Н.А., И.А. Сериковой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Баймухаметовой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3740/2009) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.02.2009г. по делу N А26-7083/2008 (судья О.Я. Романова), принятое
по заявлению Администрации Петрозаводского городского округа
к Министерству природных ресурсов Республики Карелия
3-е лицо - Петрозаводский городской совет
о признании незаконным решения от 14.07.2008 N ЛШ-21/7264.
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности от 30.12.2008 г. Дедова И.Л.
от ответчика: представителя по доверенности от 05.02.2008г. Маркова В.В.
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство) об отказе в предварительном согласовании размещения физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном на земельном участке, расположенном в городе Петрозаводске по Комсомольскому проспекту, изложенного в письме от 14.07.2008 года N ЛШ-21/7264 и обязании Министерства предварительно согласовать размещение указанного комплекса в соответствии с актом выбора земельного участка от 26.06.2008 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Петрозаводский городской совет (далее - Совет).
Решением от 17.02.2009 г. в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии безусловной обязанности Министерства предварительно согласовать Администрации место размещения физкультурно-оздоровительного комплекса, а соответствующие требования не основанными на нормах Земельного кодекса РФ. Кроме того, суд посчитал оспоренное Администрацией письмо не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой, указав на нарушение норм материального права, просит судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что судом не дана оценка явившемуся основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта обстоятельству - наличию заявки ООО "Торговый холдинг "лотос", отозванной на момент рассмотрения дела в суде. Податель жалобы также оспаривает вывод суда об отсутствии в действиях ответчика нарушений прав и законных интересов заявителя.
Совет в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами согласился.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложенные в ней доводы отклонило, полагая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с действующим законодательством.
На основании ст.18 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена состава суда и рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель Администрации жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, а представитель Министерства возражал против удовлетворения жалобы. Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Совет представителя в судебное заседание не направил.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как правильно установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, решением Петрозаводского городского Совета от 26.12.2007 года N XXVI/XIV-170 "О бюджете Петрозаводского городского округа на 2008 год" утверждена Адресная инвестиционная программа Петрозаводского городского округа на 2008 год, которой предусмотрено выделение бюджетных средств на разработку проектно-сметной документации на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном на Комсомольском проспекте в г.Петрозаводске. Выделение бюджетных средств на указанные цели предусмотрено также Адресной инвестиционной программой Петрозаводского городского округа на 2009 год (л.д. 81).
На основании принятого 26.12.2007 г. решения сессии и решения постоянной комиссии Петросовета по молодежной политике и спорту от 31.05.2008 г. подготовлен и согласован 26.06.2008 г. акт выбора земельного участка для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном по Комсомольскому проспекту (л.д. 11-13).
26.06.2008 г. акт выбора земельного участка направлен Администрацией в Министерство с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении испрашиваемого земельного участка в постоянное бессрочное пользование Администрации (л.д.14).
Министерство отказало в удовлетворении заявления в связи с принятием решения о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном п.4 ст.30 Земельного кодекса РФ, без предварительного согласования места размещения объекта с проведением торгов.
Полагая отказ не соответствующим п.1 ст.20, п.п.3 и 5 ст.30 Земельного кодекса РФ, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии оспариваемого решения суд первой инстанции исходил из положений ст.29 Земельного кодекса РФ, устанавливающих порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 28.02.2007 года N 1060-ЗРК "О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена" на Министерство возложены функции по управлению и распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе. В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ Министерство является исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления земельных участков.
Согласно ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления и выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определены ст.31 Земельного кодекса РФ и предусматривают последовательные действия заинтересованных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, первым этапом которых является обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Из материалов дела следует, что с таким заявлением Администрация в Министерство не обращалась, то есть самим заявителем не соблюден порядок подачи заявления о предоставлении земельного участка, предусмотренный ст.ст.30, 31 Земельного кодекса РФ.
Земельным законодательством не предусмотрена безусловная обязанность уполномоченного органа принять по результатам рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта только положительное решение. Из содержания ст.30 Земельного кодекса РФ следует, что выбор варианта процедуры предоставления земельного участка для строительства относится к полномочиям исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ. В спорных правоотношениях таким органом является Министерство.
Из материалов дела следует, что по вопросу предоставления спорного земельного участка в Министерстве природных ресурсов имеется несколько заявок (л.д. 31-39). Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок нормами Земельного кодекса РФ не урегулирован.
На основании указанных норм суд первой инстанции обоснованно признал правомерной позицию Министерства с указанием на возможность вынесения на торги заявок на заключение договора аренды. Проведение торгов в этом случае не противоречит ст.ст.30, 31 и п.1 ст.11 Земельного кодекса РФ, поскольку обеспечивает равные возможности всех заинтересованных лиц на приобретение земельных участков, а также получение бюджетами всех уровней максимальной цены за объект торгов.
Суд также обоснованно признал отказ Министерства не нарушающим права и законные интересы Администрации, поскольку как следует из заявления Администрации от 26.06.2008 (л.д.26), в качестве основания для такого обращения указано решение Петрозаводского городского Совета N XXVI/XIV-170 от 26.12.2007 года "О бюджете Петрозаводского городского округа на 2008 год" и утверждение адресной инвестиционной программы с выделением целевым назначением средств из муниципального бюджета на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном по пр. Комсомольскому.
Формой реализации инвестиционной программы муниципального образования, в частности строительства объекта недвижимости за счет средств муниципального бюджета, является муниципальный заказ, предусмотренный Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п/п 5 п.1 ст.24 Земельного кодекса РФ земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое за счет средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
Апелляционный суд согласен с выводами суда, изложенными в решении, оснований для их переоценки не имеется.
Доводы жалобы, направленные на оспаривание правильных выводов суда, проверены апелляционным судом и отклонены как несостоятельные и противоречащие действующему законодательству.
Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании полного исследования доказательств, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.02.2009 г. по делу N А26-7083/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7083/2008
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: Министерство природных ресурсов Республики Карелия
Третье лицо: Петрозаводский городской совет