г. Санкт-Петербург
28 мая 2009 г. |
Дело N А56-59427/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Г.В.Борисовой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3771/2009) ИФНС России по Сланцевскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2009 по делу N А56-59427/2008 (судья Королева Т.М.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Нива"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области
о признании незаконным постановления
при участии:
от истца (заявителя): предст. Викулин Н.Д. - доверенность от 25.12.2008,
ген. директор Чешуин А.Л.
от ответчика (должника): предст. Максимова Д.А. - доверенность N 11-14/03пр от 11.01.2009
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нива" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по Сланцевскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 18.12.2008 N 47 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением суда от 10 марта 2009 года заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Сланцевскому району Ленинградской области, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, просит решение суда от 10.03.2009 отменить. По мнению подателя жалобы, административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, посягает на установленный законом порядок в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, поэтому его нельзя отнести к разряду малозначительных.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 05 декабря 2008 года ИФНС России по Сланцевскому району Ленинградской области на основании поручения N 55 от 05.12.2008 была проведена проверка законности оборота и соблюдения правил розничной продажи алкогольной продукции в принадлежащем ООО "Нива" магазине "Продукты", расположенном по адресу: Ленинградская область, Сланцевский район, д. Гостицы, д. 3-а.
В ходе проверки установлено нарушение обществом иных правил розничной продажи алкогольной продукции, выразившееся в том, что проверяющим не была представлена товарно-транспортная накладная на реализуемую алкогольную продукцию - вино красное игристое "BB Rouge" объемом 0,75 л, производитель Венгрия, дата розлива 23.02.2004 в количестве 3 бутылок. По результатам проверки составлен акт N 0535-48 от 05.12.2008. Протоколом N 08 от 05.12.2008 на товар, явившийся предметом административного правонарушения, наложен арест.
08 декабря 2008 года уполномоченным должностным лицом инспекции в присутствии генерального директора общества Чешуина А.Л. составлен протокол N 44 об административном правонарушении, 18 декабря 2008 года вынесено постановление N 47, которым общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, применив статью 2.9 КоАП РФ, сделал вывод о малозначительности административного правонарушения, в связи с чем посчитал возможным освободить общество от административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 10.03.2009.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от 30000 до 40000 руб. с конфискацией алкогольной или спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), является одним из сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, установлен пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ и пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), в котором указано, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: с сертификатом или декларацией о соответствии; с копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; с товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Аналогичное требование содержится в пункте 139 Правил, которым установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним заполненные надлежащим образом справки, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность с ними ознакомиться.
Как установлено судом первой инстанции в момент проведения проверки проверяющим не была представлена товарно-транспортная накладная на реализуемую алкогольную продукцию - вино красное игристое "BB Rouge" объемом 0,75 л, производитель Венгрия, дата розлива 23.02.2004 в количестве 3 бутылок.
Факт непредставления товарно-транспортной накладной подтверждается материалами дела (актом проверки от 05.12.2008. объяснениями продавца Власовой В.А и директора общества Чешуина А.Л.) и не оспаривается обществом. Спорная товарно-транспортная накладная была представлена в налоговую инспекцию при составлении протокола 08.12.2008, претензий к оформлению у налогового органа не возникло.
Поскольку у общества фактически имелись спорные сопроводительные документы на реализуемую алкогольную продукцию, однако отсутствовали у продавца, а потому не были представлены по требованию проверяющего, следует признать, что налоговым органом доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем суд первой инстанции посчитал возможным применить статью 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Суд первой инстанции оценил конкретные обстоятельства совершения правонарушения, учел представленные доказательства, совершение правонарушения впервые, несоразмерность установленной законом санкции тяжести совершенного правонарушения и посчитал возможным освободить общество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, обществом не была представлена товарно-транспортная накладная на один вид реализуемой алкогольной продукции. Указанная накладная представлена обществом налоговому органу при составлении протокола, то есть на день вынесения оспариваемого постановления нарушения были устранены. Материалами дела также подтверждается и не оспаривается налоговым органом наличие в магазине в момент проверки остальных документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, явившейся предметом административного правонарушения. Таким образом, следует признать, что совершенное обществом правонарушение не повлекло за собой негативных последствий для потребителей и при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отсутствует существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям ввиду крайне незначительной степени социальной опасности деяния.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В данном случае, назначенная оспариваемым постановлением санкция (штраф в размере 30000 рублей) несоразмерна тяжести правонарушения и не может считаться адекватной характеру совершенного правонарушения.
Оценка наличия в действиях общества признаков малозначительности административного правонарушения дана судом в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации и приведенными официальными разъяснениями. Нормы материального и процессуального права при вынесении решения судом не нарушены.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 марта 2009 года по делу N А56-59427/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Сланцевскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59427/2008
Истец: ООО "Нива"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3771/2009