г. Санкт-Петербург
23 июня 2009 г. |
Дело N А26-1710/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Е.А. Немшановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6509/2009) Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.04.2009 по делу N А26-1710/2009 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс"
к Министерству сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии (далее - Министерство) от 27.01.2009 о назначении административного наказания.
Решением от 16.04.2009 суд удовлетворил заявленное требование.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить. Податель жалобы считает, что Общество размещает отходы и в силу этого обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, Общество фактически признало свою вину, представив доказательства внесения платы и расчет за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1 квартал 2007 года.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность решения суда от 16.04.2009 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю от 20.11.2008 N 169 - р, в период с 25.11.2008 по 23.12.2008 должностным лицом Министерства проведена плановая проверка по контролю исполнения Обществом природоохранного законодательства.
В ходе проверки, оформленной актом от 23.12.2008 N 05-37/129, установлено, что в результате деятельности Общества образуются отходы, в частности: медицинские (вата, марля, резиновые перчатки, перевязочный материал, ампулы и т.д.), твердые бытовые. Кроме того, проверкой установлены нарушения положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране) и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), а именно:
- отсутствуют проекты нормативов образования отходов производства и потребления и утвержденные лимиты на их размещение;
- отсутствует лицо, имеющее профессиональную подготовку и допущенное к работе по обращения с опасными отходами;
- отсутствуют паспорта на все виды опасных отходов производства потребления 1 - 4 класса опасности;
- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления за 2007 год и за 1, 2, 3 кварталы 2008 года;
- не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов.
12.01.2009 Министерством составлен протокол об административном правонарушении N 05-37/129-2009/2, а 27.01.2009 вынесено постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд сделал вывод об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции, считает жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду для юридических лиц в виде штрафа от 50 000 до 100 000 рублей.
Согласно разъяснениям Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08 обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое попадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды)
Статьей 1 Закона об охране окружающей среды определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно статье 16 данного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления. В соответствии с данной нормой негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Взимание платы за размещение отходов предусмотрено статьей 23 Закона об отходах.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Комитета не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В указанном случае административным органом также не установлено, связана ли деятельность Общества с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.
При наличии таких обстоятельств следует признать, что административный орган привлек юридическое лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2009 по делу N А26-1710/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1710/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс"
Ответчик: Министерство сельского, рыбного хозяйства и Экологии Республики Карелия